Бог

Иллюзорный образ, наделенный сверхъестеств. свойствами, являющийся гл. объектом поклонения почти во всех религиях. Во всех развитых религиях Б. приписываются качества всесовершенной личности, создавшей мир и управляющей им в соответствии с собств. волей. В иудаизме-Яхве, христианстве — троица (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой), в исламе — Аллах, в индуизме — Брахма, Вишну, Шива, в зороастризме -Ахурамазда и т. п. Представление о Б. как о личном и сверхприрод. является определяющим признаком теизма. В противоположность этому в пантеизме Б. выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В политеизме фигурируют сотни богов, один из к-рых обычно выступает как гл. Б. В монотеизме вера в единого и всемогущего Б. -гл. религ. догмат. С завершением историч. процесса формирования осн. монотеистич. религий возн. религ.-филос. учение о Б. — теология. Б. становится не только предметом веры и культа, но и понятием идеалистич. философии. Представление о богах возн. в процессе эволюции религии и связано с переходом от ее первобытн. форм /фетишизм, тотемизм, анимизм, магия} к олицетворению сил природы. Разложение первобытнооб-шин. строя и возникновение межплемен. союзов, классов и гос-в обусловили утверждение генотеизма — приоритета богов тех племен, к-рые заняли доминирующее положение в новой общности людей. Мардук, Осирис, Яхве, Зевс, Юпитер, Перун стали верховными богами, тогда как боги др. племен стали покровителями отд. видов хоз. деятельности. Попытки объяснить причины возникновения идеи Б. известны с глубокой древности. В античном мире связывали возникновение представлений о Б. с неумением объяснить стихийн. явления природы, выводили эту идею из обожествления вождей, царей, крупных военачальников и политич. деятелей, представляли ее как хитроумную выдумку жрецов, использующих идею Б. для упрочения своего положения в об-ве. Мн. выдающиеся мыслители средних веков и Нового времени считали идею Б. следствием обмана и невежества людей, принимавших за реальность фантастич. связь причин и следствий. В 19—20 вв. в бурж. религиоведении получила распространение мифологии, школа, считавшая представления о Б. результатом олицетворения кос-мич. явлений, анимистич. школа (Э. Тайлор, Г. Спенсер), трактовавшая идею Б. как эволюцию представлений о душе, социоло-гич. школа (Э. Дюркгейм), утверждавшая, что Б. — это символ, в к-ром об-во обожествляет само себя. Плодотворными были попытки раскрыть психологич.основы возникновения идеи Б. (Л. Фейербах). Все теории происхождения идеи Б. противостояли богосл. постулату о врожденности и вечности божеств, идеи, но только атеизм марксистский раскрыл на основе всесторонних науч. данных соц. и гносеологич. причины возникновения идеи Б., условия эволюции и угасания этой идеи, ее несостоятельность и реакционность, соц. роль и клас. содержание. « есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу» (Ленин В. И. ПСС, т. 48, с. 232). Кризис всех совр. религий непосредственно связан с утратой веры в Б. широк, массами. Признавая реальность этого процесса, священнослужители и богословы предлагают различные способы обновления традиц. теистич. концепций, формулируют модернизированные представления о Б.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. БОГ — БОГ – в религиях мира и философских системах Высшее Существо, создающее и устрояющее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, назначение и закон. Новая философская энциклопедия
  2. бог — -а, зват. (устар.) боже, м. По религиозному представлению: верховное существо, сотворившее мир и управляющее им, или (при многобожии) одно из таких существ. ◊ @ боже!; боже мой!; бог мой! в знач. междом. Малый академический словарь
  3. Бог — р. см. Южный Буг Топонимический словарь
  4. БОГ — В славянской мифологии название божества и доли, счастья, которое оно может дать человеку (родственно названию богатства и т. п.); противопоставляется небогу, обездоленному. Мифологическая энциклопедия
  5. Бог — Фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б. как о личном и сверхприродном является определяющим признаком Теизма. Большая советская энциклопедия
  6. бог — орф. бог, -а, мн. -и, -ов и (в христианстве и некоторых др. религиях: единое верховное существо) Бог, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. Бог — Общеславянское – bogъ (наделяющий богатством, бог). Древнеиндийское – bhaga-h (счастье, благосостояние, богатство) или bhagavan(t) (наделяющий богатством, бог). Древнеиранское – baga, baga (участь, судьба, счастье, бог). Этимологический словарь Семёнова
  8. Бог — Бог знает (иногда произн. бознать, в том же знач. употребляется черт знает) или (устар.) бог весть, с местоим. и местоименными нареч. бог знает кто, что, какой, куда и т. п. 1) неизвестно кто, что, какой, куда и т. Фразеологический словарь Волковой
  9. бог — • всесильный ~ Словарь русской идиоматики
  10. Бог — Библия повествует о деяниях Божьих — прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель. I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА... Библейская энциклопедия Брокгауза
  11. бог — Бухгалтер, кассир Словарь воровского жаргона
  12. Бог — Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт 1:1, Ин 1:1) имеет в Свящ. Писании различные наименования; таковы в особенности следующие: Иегова (Я есмь Сущий; Исх 3:14) Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (От 1:8). См. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  13. бог — БОГ (славянск. — наделяющий богатством; древне-иранск. baga — господин, участь; древнеиндийск. bhaga — удача, счастье, дарующий; лат. deus; греч. theos; индийск. deva — светить, сиять, однокоренное от div; греч. theos; лат. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  14. Бог — Аллах, Иегова, Саваоф, небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, предвечный, создатель, творец (Зевес, Юпитер, Нептун, Аполлон, Меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель см. >> идол, любимец см. Словарь синонимов Абрамова
  15. Бог — см. Деус. Словарь классических древностей
  16. Бог — Этим словом Священное Писание называет Того, Кто есть наш Творец (Быт.1:27 ; Быт.2:7), и Кого человек, творение Божие, ни описать, ни постигнуть не в состоянии (Рим.11:7). Но нам дано видеть Его дела (Втор.4:35 ; Деян.17:28 ; Рим.1:20). Библейский словарь Вихлянцева
  17. бог — Бог/. Морфемно-орфографический словарь
  18. Бог — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) кого? Бога, кому? Богу, (вижу) кого? Бога, кем? Богом, о ком? о Боге; мн. кто? боги, (нет) кого? богов, кому? богам, (вижу) кого? богов, кем? богами, о ком? о богах... Толковый словарь Дмитриева
  19. бог — Индоевроп. Родственно др.-инд. bhaga «господин», др.-перс. baga «господин, бог» и др. Суф. производное (суф. -g-) от той же основы, что и др.-инд. bhájati «дает», тохар. A pāk «часть». Этимологический словарь Шанского
  20. бог — БОГ [бох], -а, зват. Боже; мн. боги, богов; м. 1. [с прописной буквы] только ед. По религиозным представлениям: творец неба и земли, всего сущего; всеведущий высший разум, управляющий миром; всеобщее мировое начало (имеет множество имён: Творец... Толковый словарь Кузнецова
  21. бог — БОГ м. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной. Слава Богу, благодаря Бога, благодарственное восклицание, в ответ на вопрос о здоровье. Толковый словарь Даля
  22. бог — БОГ [бох], бога, мн. боги, ов, зват. боже, м. 1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в бога. Языческие боги. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы богу (богам). Толковый словарь Ожегова
  23. бог — [бох], бога, ·муж. По религиозным верованиям — верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, как орудием угнетения трудящихся масс. Толковый словарь Ушакова
  24. бог — Слово этого корня имеется в ряде европейских языков, а восходит, вероятно, к древнеиндийскому bhagas – "господин" или "богатство". Религиозное значение этого слова появилось позднее. Этимологический словарь Крылова
  25. бог — 1. бог м. 1. Одно из сверхъестественных существ, управляющее какой-либо частью мирового целого, влияющее на ту или иную сторону жизни (в античной мифологии и в некоторых формах религии). || перен. Толковый словарь Ефремовой
  26. Бог — Верховная сверхъестественная сущность, как правило наделенная свойствами высшего разума и всеведения. Во многих религиях бог является творцом мира и сущностью, определяющей судьбу этого мира и всех его обитателей. В политеизме каждый из богов имеет верх Краткий религиозный словарь
  27. БОГ — БОГ — в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром ("всемогущество"). Вера в Бога — основа всякой религии. Большой энциклопедический словарь
  28. Бог — В религиозных представлениях высшее сверхъестественное существо, верховный предмет религиозного культа. Представление о Боге как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма. Словарь по культурологии
  29. бог — I I. укр. бiг, род. п. бо́га, ст.-слав. богъ, болг. бог, сербохорв. бо̑г, род. бо̏га, словен. bȯ̑g, чеш. bůh, род. п. boha, польск. bóg, род. п. boga, в.-луж. bóh, н.-луж. bog. Наряду с ним: боги́ня, ст.-слав. богыни (Супр.), чеш. bohyně "богиня". Этимологический словарь Макса Фасмера
  30. Бог — Во всех религиях существует представление о Б. или о богах (кроме буддизма) как живых и личных существах, отдельных от природы и имеющих отношение к человеку. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  31. БОГ — БОГ — сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Новейший философский словарь