Биография

Повествоват. изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд. человеч. существования. Занимает важное место в культуре различных эпох. Жизнь отд. личности может быть предметом науки, философии или искусства, но каждый раз в случае Б, она опосредствована повествованием о ней, к-рое, в отличие от портрета или аналитич. модели, предстает здесь объектом изучения. Осн. специфич. качествами Б. выступают отнесение ее к ценности индивидуального человеч. существования (гипотеза о его частном смысле) и наличие повествоват. текста, идентифицирующего это существование. Культурная функциональность Б. выявляется в противостоянии ее конкретности всем видам научно-филос. и худож. обобщения. Максимальное приближение Б. к жизненно-истор. подлинности фактов подтверждает и реальность и значительность существования отд. личности, и реальность самой культуры, осуществляющейся только в социальной идентификации индивида. Биогр. эмпирика (ценность индивидуального жизненного опыта) — одно из существ, оснований любого антропол. теоретизирования. Б. сама содержит значит. теор. проблематику. В аспекте философии это касается категорий индивидуального, личности, жизни, судьбы, смертности и др.; в аспекте повествоват. теории, или нарратологии как одного из разделов коммуникативно-семиотич. цикла наук, — понятий ситуации, поступка, "жизненного сюжета", текстуальности, структуры повествования, повествоват. идентификации и др.; в аспектах других гуманитарно-социальных наук это проблемы: личность и социальные группы, социализация личности (социология), личность творца и произведение искусства (лит-ведение, иск-ведение), структура и типология личности (психология), воспитание личности (педагогика), религ. персонология (теология) и др. Др. стороной отношения биогр. практики и гуманитарно-социальных наук является периодически возобновляющийся в них биогр. подход (метод), к-рый оказывается одним из вариантов качеств, анализа эмпирич. материала неизбежно необходимым для дополнения рез-тов, получаемых методом колич. анализа или дедуктивного построения. В разной степени такой подход применяется в истории (Карлейль, Ранке и мн. др.), в лит-ведении и иск-ведении (Сент-Бёв, Брандес, Фрейд и др.), в социологии (Знанецкии и У.А. Томас — 20-е гг.; совр. амер., нем. и франц. социология), в психологии (психоанализ, совр. амер. психобиография), в медицине, в педагогике, в истории науки и философии. Особенно значит, оказываются совр. методы коллективных Б. ("просопография"), использующие новые технологии обработки материалов и снимающие болезненные для социально-истор. наук противоречия между частным характером фактов и общим характером заключений (школа Л. Навьера, изучение элит и др.). В культурологии значение Б. теоретически подтверждается феноменологически-герменевтич. направлением мысли (Дилыпей, Виндельбанд, Риккерт, М. Вебер). В конкр. культурологич. исследованиях Б. становится ценным источником истор. реконструкции конкр. и целостного облика культурных эпох (следует учитывать, что и сама Б. при этом является рез-том реконструктивной работы), она также является материалом для построения историко-культурной персонологии (культурной типологии личности, соответствующей типологии культурных образований) и для стилистич. исследований разного масштаба. Однако, при всей значительности связи с научной гуманитаристикой. Б., как это неизбежно происходит в случае реконструктивного подхода к явлениям истор. жизни, вполне обоснованно предстает также как жанр искусства (в данном случае повествоват. искусства — лит-ры, кинематографа, театра). В этом ракурсе Б., вместе с автобиографией как ее разновидностью, тесно связана с развитием жанра романа, к-рый также ставит в центр повествования жизнь индивида. Сущностное противостояние между Б. как научным предметом и Б. как разновидностью художеств, литературы фактически снимается в целом спектре поджанров биогр. письма: от документальной Б. до биогр. романа (Б. научная, истор., интеллектуальная, популярная, дидактич., беллетризованная и др.). Это, в свою очередь, дает повод для предположений о выделении биографики в качестве отд. отрасли гуманитарного знания (А.Л. Валевский). Писатель, работающий в жанре Б., выступает в качестве "принявшего присягу" не извращать известные биографические факты, а ученый, работающий над Б. как целым (а не над биогр. материалами), невольно обязуется представить ее цельностью, близкой к худож. полноте. Поэтому развитие Б. исторически связывается и с развитием научно-интеллектуальных представлений, и с художественно-коммуникативными аспектами культуры (т.е. одновременно с ее научной и худож. подсистемами). В мифол. основе формирования столь важного для культуры повествоват. способа коммуникации прообразом Б. предстают истории о богах и героях. С др. стороны, возможность историко-биогр. указания на личную судьбу предвещают именные списки правителей, сохранившиеся как единств, знак выделения индивидуальности в памятниках многих древних цивилизаций. Биогр. по смыслу и документальными по стилю являются древнеегип. надгробные памятные надписи о фараонах и их чиновниках, связываемые уже и с их пластич. изображениями (скульптурами и барельефами), и со светской беллетристикой (с известной сказкой о Синухете-египтянине, по указанию Б.А. Тураева). Ветхий Завет в значит, степени заполнен "биогр." историями. Евангелия являются биогр. повествованием, относительно полно отражающим земную жизнь Иисуса, и при этом они демонстрируют колоссальные возможности воздействия текстов этого рода. Античная Б., связанная с развитием античной риторики и античного гражд. об-ва, начинается вместе с историографией в трудах Геродота, Фукидида и Ксенофонта, приобретая свой классич. вид у Тацита и особенно у Плутарха и Светония, к-рые представили уже разработанные и противопоставленные друг другу варианты организации биогр. рассказа (последоват. событийное изложение/предметно-тематич. систематизация) и его оценочно-смыслового итога (морализирующее сравнение/объективизм). Успех античной Б. соотносится с греч. и рим. романами как началом традиции европ. романистики и с расцветом скульптурного портрета. Ср. века выдвигают обобщенную стилистику житийной лит-ры, связываемую и с сословно-корпоративными идеалами обществ, устройства, и с мистич. возможностью их преодоления. В то же время в светской литре феодально-куртуазный идеал жизни как личного подвига-приключения (легендарная Б.) поддерживается развитием рыцарского романа. Духовная углубленность христианства открывает в то же время мощную культурную традицию автобиографии-исповеди (Августин, Абеляр, Челлини, Казанова, Руссо, Гёте, Уайльд, Розанов и мн.др.) Эпоха Возрождения с ее культом худож. индивидуальности представлена "Жизнеописаниями художников" Дж. Вазари, соответствующими проявившемуся многообразию индивидуальных стилей в искусстве. В это же время европ. худож. лит-ра обозначает направление своего развития произведениями Сервантеса и Шекспира, представляющими индивидуальную судьбу и внутр. мир личности в качестве осн. категорий повествования. Индивидуализированный живописный портрет в эту эпоху занимает свое законное и уже не оспариваемое место. Век Просвещения отмечен, с одной стороны, сближением биогр. лит-ры с историч. наукой (Вольтер), с другой — началом традиции англ. лит. Б. (Босуэлл). В этот период начинают выходить первые биогр. словари (Мишо, позже Чамберс и Уэбстер). Эпоха романтизма связана с наполеоновской легендой, воплотившей в биографическом повествовании освобождение бурж. индивидуализма в предельном идеале безграничных возможностей частного лица. Наличие Б. становится необходимостью для всякой исторически или культурно значимой персоны. Определяется проф. специализация биографов. Традиция организации истор. повествования вокруг личности великих людей формируется в творчестве знаменитых историков 19 в. — Карлейля, Ранке, Соловьева, Ключевского. Лит. Б. в России отмечена выдающимися работами П. Вяземского о Фонвизине, П. Анненкова о Пушкине, И. Аксакова о Тютчеве и др. Развитие биограф, повествования во вт. пол. 19 в. явственно связывается с распространением фотографии и массовой документализацией населения. В пер. пол. 20 в. известность получили беллетризированные Б., принадлежащие перу А. Моруа, С. Цвейга, Р. Роллана, Литтона Стречи, И. Стоуна. В России серия ЖЗЛ, организованная Ф. Павленковым еще в к. 19 в., продолжилась в советское время под тем же названием. Замечат. романы — Б. принадлежат Тынянову. Выдающимся произведением рус. биографики является работа Лотмана "Сотворение Карамзина" (1988). В целом к к. 20 в. жанр Б. в своей научно-худож. полноте превратился в значит, отрасль культурной индустрии, ощутимое отставание к-рой в нашей стране по сравнению с положением в зап. культуре объясняется имевшими место идеол. ограничениями и требует усилий по его преодолению. Совр. уровень историко-теор. осмысления биог. деятельности проявился в работах исследователей 20 в. Г.0. Винокура, Дж. А. Гаррати, Д. Стауффера, В. Р. Тейера, С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, А.Л. Валевского, Б. В. Дубина и др. Перспективы развития биографики открываются на путях свойственного совр. осмыслению культуры усиления внимания к индивидуальному и уникальному, в свете осознания потенциала поэтологического (сюжет, стиль и др. формальные категории повествоват. текста) и феноменологически-герменевтического (категории интерпретации, повествовательности, реконструкции) подходов к прочтению "жизненного текста". Одним из существенных вопросов при этом является создание теоретически обоснованных методик чтения и понимания неограниченно растущего в наст. время массива биогр. документов, представленных на электронных носителях. Лит.: Винокур Г.0. и культура. М., 1927; Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973; Историч. биография. М., 1990 (отеч. библ.); ВалевскийА.Л. Основания биографики. Киев, 1993 (библ.); Биогр. метод в социологии. М., 1994; Лица: Биогр. альманах. М.; СПб., 1995. № 6; Thayer W.R. The Art of Biography. N.Y., 1920; Stauffer D.A. The Art of Biography in Eighteenth Century England. Princeton, 1941; Garraty J.A. The Nature of Biography. N.Y., 1964; Momigliano A. The Development of Greek Biography. Camb. (Mass.); L., 1971; The Biographer&s Art. Basingstoke, 1989. Л. Б. Шамшин

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. биография — -и, ж. Описание чьей-л. жизни; жизнеописание. [Голутвин:] Я ходил за вами, наблюдал, собирал сведения, черты из жизни вашей, написал вашу биографию и приложил портрет. А. Островский, На всякого мудреца довольно простоты. || Жизнь, жизненный путь кого-л. Малый академический словарь
  2. БИОГРАФИЯ — БИОГРАФИЯ (от греч. biographia — описание жизни) — англ. biography; нем. Biographie. Описание жизни человека, сделанное им самим (автобиография) или другими людьми; источник первичной социологической информации... Социологический словарь
  3. Биография — БИОГРАФИЯ — см. Жанры, Методы литературные и Мемуары. Литературная энциклопедия
  4. Биография — (от Био... и ...графия жизнеописание. Б. воссоздаёт историю жизни человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Б. может быть научной, художественной, популярной и т.д. Большая советская энциклопедия
  5. биография — орф. биография, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. биография — Жизнеописание Ср. Простенки между окон испещряли трещины и темные пятна отвалившейся штукатурки — точно время этими иероглифами написало на стенах дома его биографию. Горький. Бывшие люди. 1. См. иероглифы. Фразеологический словарь Михельсона
  7. биография — • яркая ~ Словарь русской идиоматики
  8. биография — БИОГРАФИЯ и, ж. biographie f. 1. Описание чьей-л. жизни. Ож. Краткия биографии славнейших новых писателей. МЖ 4 247. Биография, описание жизни одного человека. Корифей 1 209. || Характеристика, оценка. Все христопродавцы. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Биография — БИОГРАФИЯ (греч. bios жизнь и grafo — пишу; жизнеописание) — последовательное изображение жизни какого либо лица от рождения его до смерти. Задача биографа, по определению... Словарь литературных терминов
  10. биография — Жизнеописание, житие, автобиография, послужной (формулярный) список, формуляр У него формуляр нечист (замаран подсудностью) Словарь синонимов Абрамова
  11. биография — Био/гра́ф/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  12. биография — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? биографии, чему? биографии, (вижу) что? биографию, чем? биографией, о чём? о биографии; мн. что? биографии, (нет) чего? биографий, чему? биографиям, (вижу) что? биографии, чем? биографиями, о чём? о биографиях... Толковый словарь Дмитриева
  13. биография — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где biographie — сложение греч. bios «жизнь» и graphē «письменное изложение». Буквально — «жизнеописание» (это слово является словообразовательной калькой сущ. биография). Ср. того же корня жизнь, виват, графика. Этимологический словарь Шанского
  14. биография — БИОГРАФИЯ -и; ж. [от греч. bios — жизнь и graphō — пишу] 1. Описание наиболее значительных фактов чьей-л. жизни и деятельности в хронологическом порядке; жизнеописание. Краткая, полная б. Б. поэта, учёного. Написать, опубликовать чью-л. биографию. Толковый словарь Кузнецова
  15. биография — БИОГРАФИЯ ж. греч. жизнеописание, житьесказание, житие, жизнь. Биографический жизнеописательный; биограф м. жизнеописатель, житьесказатель. Биология... Толковый словарь Даля
  16. биография — БИОГРАФИЯ, и, ж. 1. Описание чьейн. жизни. Б. Льва Толстого. 2. перен. чья-н. жизнь. Случай из биографии. | прил. биографический, ая,-ое. Толковый словарь Ожегова
  17. биография — БИОГР’АФИЯ, биографии, ·жен. (от ·греч. bios — жизнь и grapho — пишу). 1. Сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица. 2. перен. Чья-нибудь жизнь. Он рассказал интересный случай из своей биографии. Толковый словарь Ушакова
  18. биография — Русский язык в XVIII в. позаимствовал это слово из французского, который в свою очередь взял его из греческого, где оно сложилось из двух частей – bios – "жизнь" и grapho – "пишу". Этимологический словарь Крылова
  19. биография — биография ж. 1. Изложение наиболее значительных фактов чьей-либо жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. 2. разг. Жизнь, жизненный путь кого-либо. 3. перен. История создания какого-либо произведения литературы, искусства и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  20. БИОГРАФИЯ — БИОГРАФИЯ (от био... и...графия) — 1) описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр. Большой энциклопедический словарь
  21. Биография — Повествоват. изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд. человеч. существования. Занимает важное место в культуре различных эпох. Жизнь отд. Словарь по культурологии
  22. биография — биогра́фия вероятно, через польск. biografia из лат. biographia. Этимологический словарь Макса Фасмера
  23. биография — Биографии, ж. [от греч. bios – жизнь и grapho – пишу]. 1. Сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-н. лица. 2. перен. Чья-н. жизнь. Он рассказал интересный случай из своей биографии. Большой словарь иностранных слов