Мамин-Сибиряк

Мамин-Сибиряк

(псевдоним Дмитрия Наркисовича Мамина) [1852—1912] — беллетрист. Род. в семье священника на Висимо-Шайтанском заводе (Урал). Окончил Пермскую семинарию в 1871, поступил в Сибирскую медико-хирургическую академию. В 1876 перешел на юридический факультет университета в СПб, но курса там не окончил; занялся репортажем. Мелкие рассказы М.-С. появились в печати в 1872. Первые значительные произведения относятся к несколько более позднему времени — "Бойцы" [1883], "Приваловские миллионы" [1884]. Печатался М.-С. гл. обр. в "Деле", "Отечественных записках", в "Русском богатстве" и "Русской мысли".

Творчество М.-С. в основной своей части посвящено изображению уральского промышленного капитализма. Выступив в литературе в годы хищнического накопления и связанного с ним спекулятивного ажиотажа, М.-С. воспринимает капитализм как закономерное явление русской действительности, но относится к нему резко враждебно. "В произведениях М.-С. рельефно выступает особый быт Урала, близкий дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения, с "добросовестным ребяческим развратом господ", с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России" (Ленин). В его романах — бесконечная галерея деятелей уральской промышленности. Крепкие, устойчивые предприниматели дореформенного склада сталкиваются здесь с жесткими дельцами уже современной капиталистической формации, за ними толпятся мелкие плуты и хищники-адвокаты, покрывающие хищничество своих клиентов, делающие себе карьеру на эксплуатации рабочего класса инженеры и пр.

Внедрение новых капиталистических отношений в Заполье, новых форм эксплуатации его богатств ("Хлеб", 1895) ведет к гибели всего края, а увлечение наживой ("Галактион") превращает людей в чудовищ, погибающих вместе со своими деньгами. Деньги несут физическое и нравственное вырождение ("Последние огоньки"). Омерзительно глупая и дикая буржуазия ("Торное гнездо") беспощадно эксплуатирует крестьян-бурлаков ("Бойцы"), хозяйство крестьян ("Три конца"), наносит сокрушительные удары семейной морали ("Дикое счастье"), доводит интеллигенцию до последней степени алчности и падения ("На улице"). В первом периоде творчества М.-С. занимают народнические проблемы — борьба с капитализмом ("Приваловские миллионы") и преклонение перед народной силой ("Бойцы"); но он вскоре убеждается в безнадежности этих идей. Так рушатся социальные утопии Привалова, крупнейшего заводчика-идеалиста. Его попытки спасти крестьянскую патриархальную общину от разлагающего влияния капиталистического процесса бессильны противостоять беспощадному развитию последнего. Это признает сам М.-С.: "Повсюду обломки, и из-под них слышатся стоны пришибленных и раздавленных людей или ликующие возгласы тех, кто успел уже нажиться и приспособиться".

М.-С. не ищет идеалов, поднимающихся над окружающей действительностью. Больше того — идеалов не должно быть: "Идешь туда, а глядишь, пришел совсем в другое место, хочешь принести человеку пользу, а получается вред". Увлеченный дарвинизмом, он признает борьбу единственным принципом в жизни. "Происходит пожирание одних людей другими, и в этом концерте пожирания друг друга творится тайна жизни" ("В худых душах"). Эта бесперспективная философия городского мещанства лучше всего выражена в автобиографич. романе Мамина-Сибиряка "Черты из жизни Пепко" [1894]. Только прежние патриархальные отношения городского мещанства обвеяны симпатией романиста. Оттуда он черпает образы, хранящие идеалы семейного начала и мудрой справедливости — старик Бахарев ("Приваловские миллионы"), Савоська ("Бойцы"). Даже те из них. кто является грозой для подчиненных, не только наказывают их, но и милуют (Лука Назарыч — "Три конца"); люди же новые смотрят на человека, как на машину, и не видят его души (Голиковский). Лучшие женские типы (Наденька, Устинька) выведены также из мещанства и противопоставлены женщинам-хищницам (Сусанна — "Приваловские миллионы" и др.).

Жизнь представлялась М.-С. постоянной хаотической свалкой различных сил. Он не знал будущего, не верил в изменение социальных отношений; он видел только тяжелую поступь капитализма, слышал его удары по родным и привычным ему формам жизни. Отсутствие ясно осознанной устремленности сказалось отчасти и в композиционной рыхлости, бесформенности, чрезмерной нагроможденности произведений Мамина-Сибиряка, в его постоянном тяготении к описаниям, картинам этнографического характера. Его произведения сложны по фактическому содержанию, изобилуют большим количеством эпизодических лиц, связанных с основным замыслом одной какой-нибудь чертой. Поэтому излюбленным жанром М.-С. является роман-хроника, с широкой и сложной композицией и красочным языковым рисунком.

Пропитанный мелкобуржуазным либерализмом. М.-С. отобразил развитие русской буржуазии от "темного царства" Островского к просвещенному буржуа-дельцу, изображавшемуся кроме Мамина-Сибиряка в произведениях Амфитеатрова (см.), Боборыкина (см.) и др.

М.-С. явился в 80-х гг. одним из видных представителей тою русского натурализма, который создавался под сильным воздействием Эмиля Золя. — "Мною была задумана целая серия романов на манер "Ругонов" Золя", писал он в "Чертах из жизни Пепко". Хотя в отличие от "Ругон-Маккаров" строгой связи и последовательности между произведениями М.-С. не получалось, но крупнейшие романы его — "Горное гнездо", "На улице", "Три конца", "Золото", "Дикое счастье", "Хлеб", "Приваловские миллионы" и др. — представляют собой развитие картины победоносного разрушающего шествия русского капитализма.

Библиография: I. Полное собрание сочин., изд. А. Ф. Маркс, П., 1915—1917 (прилож. к журн. "Нива"); Собр. сочин., 4 тт., Гиз, М. — Л., 1927—1928 (т. I. Приваловские миллионы; т. II. Золото; т. III. Хлеб; т. IV. Черты из жизни Пепко).

II. Альбов В., Капиталистический процесс в изображении Мамина-Сибиряка, "Мир божий", 1900, I — II; Аничков Е. Д., Мамин-Сибиряк, "Мирбожий", 1905, X; Скабичевский, Сочинения, т. II, издание 3-е, 1913; Колтоновская Е., В стороне от главного русла. Д. Мамин-Сибиряк, "Вестник Европы", 1913, II; Быков П. В., Д. Н. Мамин-Сибиряк. Критико-биографический очерк. Полное собрание сочин. Мамина-Сибиряка, изд. "Нивы", т. I; Неведомский М., Д. Н. Мамин-Сибиряк, "История русской литературы XIX в.", под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. V, изд. т-ва "Мир", М., 1917; Соловьев Евг., Очерки из истории русской литературы XIX в., изд. 4-е, М., 1923; Богословский П. С., Памяти писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка (К вопросу об изучении его творчества), "Научно-педагогический вестник", 1923, I.

III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924.

С. Р. и П. Щ.

{Лит. энц.}

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Мамин-Сибиряк — МАМИН-СИБИРЯК (псевдоним Дмитрия Наркисовича Мамина) (1852—1912) — беллетрист. Р. в семье священника на Висимо-Шайтанском заводе (Урал). Окончил Пермскую семинарию в 1871, поступил в Сибирскую медико-хирургическую академию. Литературная энциклопедия
  2. Мамин-Сибиряк — (псевдоним; настоящая фамилия Мамин) Дмитрий Наркисович [25.10(6.11).1852, Висимо-Шайтанский завод, ныне Висим Свердловской области, — 2(15).11.1912, Петербург], русский писатель. Родился в семье священника. Большая советская энциклопедия
  3. МАМИН-СИБИРЯК — МАМИН-СИБИРЯК (наст. фам. Мамин) Дмитрий Наркисович (1852-1912) — русский писатель. Романы "Приваловские миллионы" (1883) — "Горное гнездо" (1884) — "Золото" (1892) реалистически изображают горнозаводскую жизнь Урала и Сибири 2-й пол. 19 в. Большой энциклопедический словарь