по металлу, русский художественный промысел лаковойросписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостовонеподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновениепромысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше,изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинскаяминиатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельцамосковской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов,основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочнойросписью. В вишняковской мастерской первоначально производили ирасписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирноепроизводство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организацияартелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням,появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделияжостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 вдеревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась"Новосильцевская трудовая артель", выпускавшая металлические лакированныеподносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: вЖостове - в 1924 "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь", в 1925"Лакировщик"; в Троицком - "Свой труд". В 1928 все мелкие артелиобъединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром вдеревне Жостово. Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 в. вЖостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы итехнологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписистановится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне.Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр.В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийсяв прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяныхизделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационноеисполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или пообразцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы,отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основноймотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихсятипов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметруподноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться вкорзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затемпокрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторнойшлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкойкаждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступаетк живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносовиспользуются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьимикистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая изкоторых сопровождается длительной просушкой. Первая - "подмалевок", когдамастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэткомпозиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрываютпрозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочнымимазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места -наносит "тенежку", после чего осуществляет "бликовку" - выполняет белиламиблики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы повыявлению основных форм букета "чертежка" и "посадка семенцов" -прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков итычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписываетсятравный узор - делается "привязка". Борта подноса украшаются тонкимдекоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрываетсянесколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняяоперация - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук сиспользованием тончайшего мелового порошка. Старейшие мастера Важная рольв развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам:И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И.Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована вЖостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженныемастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И.Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубеваи др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественномучилище.





Ссылка на выделенный текст