(Ренессанс) - период в культурном и идейном развитии странЗап. и Цент. Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.),переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальныйхарактер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение ккультурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюданазвание). возникло и ярче всего проявилось в Италии, где ужена рубеже 13-14 вв. (см. Проторенессанс) его провозвестниками выступилипоэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрожденияпроникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума,отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцевЛоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения идеалагармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармониидействительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия,ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусствуВозрождения большую идейную значительность, величественный героическиймасштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения -общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членениестены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы(Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм воФранции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность исоразмерность человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро деллаФранческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан,Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгельв Нидерландах; Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ воФранции) последовательно овладевали художественным отражением всегобогатства действительности - передачей объема, пространства, света,изображением человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды -интерьера, пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятникинепреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533-52) Рабле,драмы Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605-15) Сервантеса и др., органическисоединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре,пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо,героическая поэма Ариосто, философский гротеск (трактат ЭразмаРоттердамского "Похвала Глупости", 1511), эссе Монтеня в разных жанрах,индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения.В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развиваетсявокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светскойвокальной (фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада вАнглии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлениемтаких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера,способствовавших утверждению гомофонии. В эпоху Возрожденияраспространились философские идеи неоплатонизма (Фичино) и пантеизма(Патрици, Бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в областигеографии (Великие географические открытия), астрономии (разработкаКоперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий).






Ссылка на выделенный текст