(Dyck - van) Антонис (1599-1641), фламандский живописец. Работалтакже в Италии и Англии. Ученик П. П. Рубенса. Виртуозные по живописи,сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты("Карл I на охоте", 1633; портрет Г. Бентивольо, ок. 1623) замечательнытонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные имифологические композиции в духе барокко. (Van Dyck, Dijk)Антонис, (22 марта 1599, Антверпен - 9 декабря 1641, Лондон), фламандскийхудожник, один из создателей парадного аристократического портрета 17в.Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью ивызывавшей восхищение современников "легкостью" руки, создалмножество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихсяповышенным спросом у церковных и светских заказчиков. Однако подлинным егопризванием стало искусство портрета. Сын антверпенского купца, человек посвоей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, тяготел кроскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов. Персонажи егопарадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократическойутонченностью и вместе с тем живой характерностью.Ранний антверпенскийпериод В 10-летнем возрасте был отдан в обучение к антверпенскомуживописцу Х. ван Балену, а в 1618 принят в гильдию живописцев св. Луки.Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 стал сотрудничать с ним ввыполнении некоторых заказов, уже в своих ранних произведениях стремилсяотойти от прямого подражания приемам прославленного учителя и достичьболее самостоятельных живописных решений ("Пьяный Силен", ок. 1618-20,Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Картинная галерея, Дрезден;"Самсон и Далила", ок. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа,Лондон; "Св. Мартин и нищие", ок. 1620-21, Завентам, приходская церковь;Виндзор, королевский замок).Портреты раннего антверпенского периода,запечатлевшие знатных горожан, их семьи, художников с женами и детьми,отмечены строгой простотой, сердечностью ("Семейный портрет", между 1618 и1619, Эрмитаж; Корнелиса ван Геста, антверпенского мецената, друга изаказчика Рубенса, ок.1620, Национальная галерея, Лондон; живописца ФрансаСнейдерса и его жены Маргариты де Вос, собрание Фрик, Нью-Йорк; ИзабеллыБрант, жены Рубенса, ок. 1620-21, Национальная галерея,Вашингтон).Итальянский период В 1621-27 посетил Италию.Пребывание его в Генуе, Риме, Венеции, Милане, Палермо сопровождалосьактивным изучением итальянской живописи, особенно Тициана, и сталотриумфальным этапом в развитии его портретного искусства. Внешняяпредставительность сочетается с внутренней одухотворенностью в портретеученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623-24, галереяПитти, Флоренция).Поселившись с 1624 в Генуе, художник становитсяпопулярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Онсоздает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменныестарцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьяхс длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировоки массивных колонн роскошных генуэзских дворцов ("Маркиза УленаГримальди", Национальная галерея, Вашингтон; "Паола Адорно, маркизаБриньоле Сале", собрание Фрика, Нью-Йорк; "Паола Адорно с сыном",Национальная галерея, Вашингтон; "Конный портрет Антонио Джулио БриньолеСале", Палаццо Россо, Генуя; "Маркиза Бальбиани", Метрополитен-музей;"Семейство Ломеллини", Национальная галерея, Эдинбург; "Старый сенатор","Супруга старого сенатора", Картинная галерея Берлин-Далем).Второйантверпенский период (1627-1632) В этот период, совпавший с временемзарубежной дипломатической деятельности Рубенса, практическистановится первым художником Фландрии; он назначен одним из придворныхживописцев испанской наместницы Изабеллы. Мастерски исполненные крупныеалтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжетысочетают традиции Рубенса и влияние Тициана. Каноны барочной композицииотступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим всеизобразительные средства ("Отдых на пути в Египет", начало 1630-х гг.,Старая пинакотека, Мюнхен). Более декоративна написанная на этот же сюжеткартина из Эрмитажа, обычно известная как "Мадонна с куропатками" (начало1630-х гг.). Однако в зрелом творчестве а по-прежнему присутствуютпортреты. Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогиниИзабеллы в одеянии ордена св. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств,Вена), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах(ок. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта(портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников ибюргеров, и менее парадные, но полные естественной жизненности портретыдрузей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству - фламандскиххудожников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Стараяпинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна вандер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва), иезуита и географаЖана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).В многочисленных автопортретах создает романтизированный образхудожника - баловня судьбы.Разнообразие характеристик присуще и офортам,составившим изданную в 1627 "Иконографию" - сборник офортов-портретовизвестных современников (из 100 изображений мастером собственноручносделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы).Английскийпериод В 1632 по приглашению короля Карла I уезжает в Англию,становится "главным живописцем на службе их величеств", получаетдворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Незадолго досмерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, ВанДейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретовкороля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшееобщество.В многочисленных портретах (Филиппа Уортона, 1632,Метрополитен-музей; Томаса Уортона, конец 1630-х гг., Эрмитаж; ДжорджаДигби и Уильяма Рассела, ок. 1637, собрание Спенсера, Олторп; АртураГудвина, 1639, собрание герцога Девонширского, Дербишир), воссоздающихатмосферу английского двора, высокий аристократизм образов сочетается с ихэмоциональной утонченностью. Оригинальностью замысла отличается портретКарла I (ок. 1635, Лувр): принципы парадного изображения выявлены здеськак бы смягченно, в более интимном истолковании, король изображен на фонепейзажа в изящно-небрежной позе, позади слуга держит породистого коня.Однако в целом парадный портрет английского периода приобретает чертыхолодной представительности, внешней декоративности, в нем появляютсясимволические и аллегорические аксессуары.По словам французского писателяРоже де Пиля, " создал невероятное количество портретов, надкоторыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу сталторопиться и писать наспех". На основании рассказа приятеля акельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он работал наднесколькими портретами, уделяя заказчику в день не более часа и оставляяисполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.В Антверпене.Последние годы жизни Во время своей работы при английском дворе он дваждывозвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил отантверпенской гильдии звание "почетного декана", которого ранее былудостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершитьего большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. Впоследние годы жизни был захвачен честолюбивыми проектамикрупномасштабных декоративных работ - циклом шпалер для дворца Уайтхолл вЛондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки вПариж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулсяв Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборесв. Павла. Литература:Варшавская М. Я.: . Картины в Эрмитаже. Л.,1963.Смольская Н. Ф. Антонис . М.; Л., 1963.Грицай Н. И. Антонис. М., 1979.Браун К. : Пер. с англ. М., 1987.Larsen E. LOpera Completa di van Dyck. Milano, 1980. V. 2.Т. П. КаптереваВАН ДОНГЕН (van Dongen) Кис (1877-1968) - французский художник. Попроисхождению голландец. Примыкая к фовизму, в 1900-е гг. прославилсятемпераментными, красочными полотнами с изображением танцовщиц, дамполусвета, женскими портретами.





Ссылка на выделенный текст