(о Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1489/90-1576) -итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и ПозднегоВозрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита,многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность ("Любовь земная инебесная", ок. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций("Ассунта" 1516-18) сменяются напряженным драматизмом ("Се человек", ок.1543), психологической остротой образов ("И. Риминальди", ок. 1548), ихбеспощадной правдивостью ("Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе"1545-46). Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни,трепетной чувственности ("Даная", ок. 1554; "Венера и Адонис", 1554). Впоздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духагероев ("Оплакивание Христа", 1573-76). Тончайший красочный хроматизм,свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета. (оВечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1488/90, Пьеве ди Кадоре, Венецианскаяреспублика - 27 августа 1576, Венеция), итальянский художник, ведущиймастер венецианского Возрождения.БиографияПроисходил из родовитойпровинциальной семьи. Около 1500 ребенком был отдан отцом в мастерскуювенецианского мозаичиста Себастьяно Дзуккато. Затем учился живописи вмастерской тогдашнего главы венецианской школы Джованни Беллини и у егобрата Джентиле Беллини. В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскуюДжорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. В1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики.Пользовался огромной прижизненной славой, его заказчиками были императорКарл V, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи,Феррари, Урбино. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Художникбыл тесно связан с венецианской интеллектуальной элитой, многолетняятесная дружба связывала его с писателем, публицистом, художественнымкритиком Пьетро Аретино и ведущим архитектором Венеции ЯкопоСансовино.ТворчествоТворческое наследие а огромно: это около 120-130полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия гравюрна дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись еговключает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты,традиционные для Венеции "истории" - многофигурные сцены с элементамиисторической композиции. Большое место в его творчестве занимают пейзажныемотивы. Долгий, почти семидесятилетний творческий путь а запечатлелсложную эволюцию его представлений о мире, от чувства ликующей радостибытия до осознания потрясающих этот мир драматических коллизий.РанниеработыВ ранних работах а ("Цыганская мадонна", ок. 1511-12, Музейистории искусств, Вена; "Св. Собеседование", ок. 1512-14, Национальнаягалерея, Эдинбург; "Три возраста", ок. 1513-14, там же) еще проступаютмотивы, унаследованные у Джорджоне: лирическая мягкость интонаций,идиллический образ природы. Но уже в аллегорической композиции "Любовьземная и небесная" (ок. 1514-15, Галерея Боргезе, Рим) эти интонацииуступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучиюкрасок.Работы 1516-20 гг.В работах второй половины 1510-х гг. - "Мадонна свишнями" (Музей истории искусств, Вена), "Мадонна с четырьмя святыми"(Картинная галерея, Дрезден) и построенном на драматическом контрастеобразов произведении "Динарий кесаря" (ок. 1516, там же) - нарастаютмонументальное начало, энергия светотеневой лепки и цветовогозвучания.Огромный, семиметровый алтарь "Ассунта" ("Вознесение Марии",1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с егомонументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностьюобразов, экспрессий поз и жестов - первое произведение венецианскойживописи, проникнутое духом "большого стиля" Высокого Возрождения.Героическая патетика, яркость эмоций определяют и характер алтарныхкомпозиций а 1520-х гг. - "Вознесение Христа" (ок. 1519-22, церковьСанти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночногоосвещения и "Мадонна Пезаро" (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари,Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. К этому же периоду относитсясерия "Вакханалий", написанных для герцога Феррари Альфонсо д Эсте("Праздник Венеры", ок. 1518-19, Прадо; "Праздник на Андросе", ок. 1520,там же; "Вакх и Ариадна", ок. 1522-23, Национальная галерея,Лондон).Работы 1530-40-х гг.В картинах 1530-х гг. на религиозные имифологические темы органически соединяет легенды и реалиисовременной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. Водном из шедевров этих лет - "Венере Урбинской" (ок. 1538, Уффици) - онпереносит богиню (ее облик отчасти навеян "Спящей Венерой" Джорджоне) вуютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне "Введениево храм" (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событиеразыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленныхзрителей, представляющих все слои венецианского общества - от сенаторов впурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. Такое же соединение мифаи современности присуще и большому полотну "Се человек" (1543, Музейистории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг. (плафонывенецианской церкви Санта Мария делла Салюте; "Коронованные терпением",1545, Лувр), завершает период творческой зрелостиа.Портреты1520-40-е гг. - время расцвета творчестваа-портретиста. Он обратился к портрету еще в ранние годы (такназываемые "Ариосто" и "Скьявона", ок. 1510-11, Национальная галерея,Лондон). В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников,среди которых безымянный "Юноша с перчаткой" (Лувр), гуманист ВинченцоМости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага,правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере,друг а Пьетро Аретино. Тонкостью передачи индивидуальноговнутреннего мира выделяется портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди(ок. 1545, Галерея Питти, Флоренция). В 1540-е гг. создает новыйпортретный жанр, названный его другом Аретино "историей" - в большихполотнах, изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепиепарадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров,сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины("Обращение Альфонсо д Авалос к солдатам", 1540-41, Прадо; "Папа Павел IIIс внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе", 1546, Национальные музеи игалереи Каподимонте, Неаполь; "Семья Вендрамин", до 1547, Национальнаягалерея, Лондон; "Карл V", 1548, Старая пинакотека, Мюнхен; "Карл V подМюльбергом", 1548, Прадо).Поздний период (1550-е - 1-я половина 1570-хгг.)Уже в 1550-е гг. характер творчества а меняется, нарастаетдраматическое начало в его религиозных композициях ("Мученичество св.Лаврентия", 1555, церковь Джезуити, Венеция; "Положение во гроб", 1559,Прадо). В то же время он вновь обращается к мифологической тематике,мотиву цветущей женской красоты ("Даная", 1553-54, Прадо; "Венера иАдонис", 1554, там же; "Венера перед зеркалом", ок. 1560, Национальнаягалерея, Вашингтон). К этим образам близка даже горько рыдающая МарияМагдалина в одноименном полотне (1560, Эрмитаж).Существенный переломпроисходит на рубеже 1550-60-х гг. Полным динамики, смятения, сильныхпорывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты"Метаморфоз" Овидия, написанных ом для Филиппа II: "Диана и Актеон"и "Диана и Каллисто" (1559, Национальная галерея, Эдинбург), "ПохищениеЕвропы" (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), "Охота Дианы" (ок. 1565,Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах, пронизанных стремительнымдвижением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой "позднейманеры", характерной для последних работ а ("Св. Себастьян", ок.1565-70, Эрмитаж; "Пастух и нимфа", ок. 1570, Музей истории искусств,Вена; "Наказание Марсия", 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж;"Оплакивание Христа", 1576, Галереи Академии, Венеция, и др.). Эти полотнаотличает сложная живописная структура, размытость границы между формами ифоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью,иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга,взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, изкоторого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски. Новаторство"поздней манеры" не была понято современниками и оценено лишь в болеепозднее время.Искусство а, наиболее полно раскрывшее своеобразиевенецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейшиххудожников 17 в. от Рубенса и Веласкеса до Пуссена.Литература:Смирнова И.А. и венецианский портрет XVI века. М., 1964.Лазарев В. Н. Поздний // Старые итальянские мастера. М., 1972.Hetzer Th. Tizian.Geschichte seiner Farbe. Frankfurt am Main., 1935.Tietzer H. Tizian. Lebenund Werk. Wien, 1937. V. 1-2.Pallucchini R. Il Tiziano. Firenze, 1969. V.1-2.Panofsky E. Problems in Tizian, Mostly Iconografic. New York,1969.Wethey H. E. The Paintings of Tizian. London, 1969-75. V. 1-3.И. А.СмирноваТИЦИУС (Titius) Иоганн Даниель (1729-96) - немецкий астроном, математик ифизик. Предложил эмпирическое правило, по которому можно найти расстояниепланет от Солнца (правило Тициуса-Боде).ТИЦИУСА-БОДЕ ПРАВИЛО, эмпирическаяформула для приближенного определения расстояний r планет от Солнца вастрономических единицах: r =0,4+0,3.2n, где n=0 для Венеры, n=1 дляЗемли, n=2 для Марса, n=3 для средней части пояса астероидов и т. д.(исключения: Меркурий с r ?0,4 астрономических единиц; Нептун с r ?30астрономических единиц). Правило предложено И. Тициусом (1766); получилоширокую известность после работ И. Боде (1772).





Ссылка на выделенный текст