СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ (церковные лады) — лады, лежащие в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западноевропейского средневековья, использовавшиеся и в многоголосной музыке Возрождения. Первоначально 8 ладов, с сер. 16 в. 12, разделялись на главные (автентические) и побочные (плагальные). Для обозначения средневековых ладов применяли названия древнегреческих ладов, относя их к звукорядам др. структуры. Основные категории средневековых ладов — финалис (конечный тон) — амбитус (объем звукоряда) — реперкусса (тон повторения, псалмодирования).

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Средневековые лады — Церковные лады, наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения — двенадцати) ладов, лежащих в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западно-европейского средневековья. С. л. использовались и в многоголосной музыке Возрождения. Большая советская энциклопедия
  2. Средневековые лады — Правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes grйgoriens, tons ecclйsiastiques; англ. church modes), — наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения — двенадцати) монодич. Музыкальная энциклопедия