термин, употреблявшийся в советскомлитературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения "основногометода" литературы, искусства и критики, который "требует от художникаправдивого, исторически конкретного изображения действительности в еереволюционном развитии", сочетающегося "с задачей воспитания трудящихся вдухе социализма" ("Устав Союза писателей СССР", 1934). Эстетическоепонятие "реализм" было соединено с определением "социалистический", что напрактике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии иполитики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность,социалистическая идейность. Попытки (с кон. 1950-х гг.) расширить"теоретическую базу" социалистического реализма (постулаты народностиискусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовалиэстетическому обоснованию социалистического реализма как художественногометода. Требования социалистического реализма фактически превратились взапреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовнойжизни народа талантливые произведения (А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковича,С. М. Эйзенштейна, П. П. Филонова и др.) и стимулировавшие созданиепосредственных конформистских произведений, следовавших плоскимпропагандистским установкам. Попытки расширить "теоретическую базу"социалистического реализма идеями "народности" (в кон. 30-х гг.),"социалистического гуманизма" (с кон. 50-х гг.) или принципом эстетически"открытой системы" (в 70-х гг.) не изменили официальный статус иидеологическую природу понятия. К кон. 80-х гг. становитсяисторико-литературным термином.






Ссылка на выделенный текст