в искусстве -1) понятие, характеризующее познавательную функциюискусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства,мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественногопознания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденцияисторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям,эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, вискусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С.Пушкина).2) Исторически конкретная форма художественного сознания новоговремени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансныйреализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-хгг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.:объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой иистинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров,конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е.конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так ифизических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение вспособах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием,особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - кнеизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственногоидеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Средикрупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. -Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М.Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын,О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С.Щепкин, К. С. Станиславский.






Ссылка на выделенный текст