(Russell) Бертран (18 мая 1872 - Треллек, Уэльс - 2 февраля 1970,Пенриндайдрайт, Уэльс), английский философ, ученый и общественный деятель.Лауреат Нобелевской премии по литературе (1950).Жизнь и трудыУчился и вдальнейшем преподавал в Кембриджском университете, неоднократноприглашался для преподавания в университеты других стран, прежде всегоСША. Его первой книгой была "Германская социал-демократия" (1896; русскийперевод 1906). Во время обучения в университете находился под влиянием"абсолютного идеализма" (британской версии неогегельянства), новпоследствии вместе со своим коллегой Д. Э. Муром стал противникомидеалистической метафизики, положив начало традиции аналитическойфилософии.После защиты диссертации по основаниям геометрии написалкнигу о философии Лейбница (1900), где впервые показал современноезначение его логических идей. Первое изложение собственных логицистскихвзглядов на математику он представил в книге "Принципы математики" (1903),но подлинную славу ему принесла трехтомная "Principia Mathematica"(1910-13), созданная совместно с кембриджским математиком А. Н. Уайтхедом.Работа "Введение в математическую философию" (1919) была написана им втюрьме, куда он был заключен в 1918 на шесть месяцев за свою пацифистскуюдеятельность. Его книга "Проблемы философии" (1912; русский перевод 1914)до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением вфилософию. Вопросам языка и познания посвящены его книги "Наше познаниевнешнего мира" (1914), "Исследование значения и истины" (1940) иобобщающая работа "Человеческое познание: его сфера и границы" (1948). В1920-21 посетил Советскую Россию (итогом этой поездки явилась книга"Практика и теория большевизма", 1920) и Китай. - автор широкоизвестной "Истории западной философии" (1945; русский перевод 1959) итрехтомной "Автобиографии" (1967-69). живо интересовался проблемамибрака и семьи, образования, принимал участие в педагогическихэкспериментах. Он вел активную общественно-политическую деятельность, в1955 совместно с А. Эйнштейном выступил инициатором Пагоушского движения,а также кампании за ядерное разоружение (1958). Сохранился огромныйрукописный архив а.Предмет философииВ произведениях а можновстретить несколько определений предмета философии, однако наибольшийинтерес представляет его ранняя трактовка философии как правильногологического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии").Важнейшее качество философии, по у, - способность устранятьвсевозможные парадоксы. В "Истории западной философии" он характеризуетфилософию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеетдело с проблемами, еще не освоенными наукой.Основные понятия онтологии итеории познания говорил о присущем ему "инстинкте реальности",который допускает наличие в мире "чувственных данных", объектов здравогосмысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств иотношений), но исключает "единорогов", "крылатых коней" и "круглыеквадраты". Философ-аналитик должен найти логические способы отрицаниясомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиальноважным для а было различение двух видов знания - "знания-знакомства"и "знания по описанию". Первое есть изначальное и непосредственное знаниео чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые"знанием-знакомством", называл "именами". "Знание по описанию"вторично. Это выводное знание о физических объектах и психическихсостояниях других людей, получаемое с помощью "обозначающих фраз". Главныелогические проблемы и недоразумения порождаются именно "обозначающимифразами", например, фраза "автор "Уэверли" в предложении "Скотт есть автор"Уэверли" сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. разработал механизм анализа и устранения двусмысленных"обозначающих фраз". Он обнаружил проблемы и с собственными именами:например, мифологическое имя Пегас порождает "парадокс существования"(тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал всесобственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык "соединяется"с миром только с помощью указательных местоимений ("это" и "то"), которые"логически суть собственные имена".Математические и семантическиепарадоксыЗанимаясь теорией множеств, обнаружил парадокс, которыйвпоследствии получил его имя. Этот парадокс касается особого "класса всехклассов, не являющихся членами самих себя". Спрашивается, является литакой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопросвозникает противоречие. Этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибов начале 20 в. теория множеств считалась образцовой математическойдисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. Решение,предложенное ом, получило название "теории типов": множество (класс)и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества вышетипа его элементов, что устраняет "парадокс а" (теория типов былиспользована ом и для решения знаменитого семантического парадокса"Лжец"). Многие математики, однако, не приняли расселовское решение,считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математическиеутверждения.Логический атомизм стремился установить соответствиеэлементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуютимена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях("это белое", "это слева от того") фиксируется обладание некоторымсвойством или же наличие отношения. Таким предложениям в миресоответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в нихатомарные предложения соединяются с помощью слов-связок "или", "и","если". Истинность или ложность молекулярных предложений зависит отистинности или ложности входящих в них атомарных предложений. По признаниюа, теория логического атомизма возникла под влиянием идей егоученика - австрийского философа Людвига Витгенштейна - и была призванадать максимально полное, экономное и точное описание реальности. предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будетсоответствовать компонентам определенного факта, что позволит избежатьдвусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е гг. былаподвергнута критике "поздним" Витгенштейном и представителямилингвистической философии.Философия сознанияВ книге "Анализ сознания"(1920) , вслед за У. Джеймсом и представителями американскогонеореализма выдвинул теорию "нейтрального монизма", характеризуя ее какпопытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии(бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, "дематериализующейматерию". отвергает философское разделение на материю и дух,критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идеюинтенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию,удобное обозначение сферы действия каузальных законов. В психологии и вфизике действуют разные каузальные закономерности, однако, посколькуданными психологии являются ощущения, то данные физических наук тожеявляются психическими данными. В целом исходное объяснение того, чтопроисходит в мире, ближе у а к психологическому объяснению, нежели кфизическому. В более поздних его работах эта тенденция психологизациифилософского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на негофеноменализма Д. Юма. Сочинения:Человеческое познание. Его сферы играницы. М., 1957.Почему я не христианин. М., 1987.On Education.London,1926.An Outline of Philosophy. London,1927.The Analysis of Matter.London,1927.My Philosophical Development.London,1959.Литература:Колесников А. С. Философия Бертрана а. Л.,1991.Ayer A. J. Russell. London, 1977.Grayling A. C. Russell. Oxford,1996.А. Ф. Грязнов Джон (1792-1878) - граф, премьер-министр Великобритании в 1846-52 и1865-66, лидер вигов. В 1835-39 министр внутренних дел, в 1839-41 министрпо делам колоний, в 1852-53 и 1859-65 министр иностранных дел. Проводилрепрессии против чартистов и ирландского освободительного движения.






Ссылка на выделенный текст