производство расписных токарных изделий в селеПолховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородскойобласти. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальныеяйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочнойорнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболеечасто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.Особенности росписи С середины 19 в. в селе Полховский Майдан сталипроизводить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовываласьна ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделийСергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрыватьсявыжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашиватьмасляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями,разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняетсяболее экономичной и простой в исполнении наводкой тушью. Артель "Краснаязаря" В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеровскладывается артель "Красная заря". В это же время вырабатываетсяоригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основныеспецифические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиесяместные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четкимчерным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитрокраскамипо глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая росписьмазками или точками. Крутецкие мастера В 1960 артель преобразуется вПолхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлениеманалогичных токарных расписных предметов начинают заниматься врасположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревнеКрутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкиемастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки поформе более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаетсясюжетным мотивам. Объединение "Полхов-Майданская роспись" В 1972 врайонном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаетсяпроизводственно-художественное объединение "Полхов-Майданская роспись",где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря наэто, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейнойорганизации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного"белья", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением,носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менеесвободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских икрутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм иприемов декорировки изделий. С начала 1980-х гг. начинает широкоприменятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живойотклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Cегодня этотуникальный промысел продолжает развиваться по естественным законамнародного искусства.





Ссылка на выделенный текст