вид традиционной русской лаковой миниатюрнойживописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х гг.в поселке Палех на основе местного иконописного промысла. Иконописныйпромысел Иконописный промысел в Палехе возник в 17 в. Наибольшего расцветапалехское иконописание достигло в 18 - начале 19 вв. Местный стильсложился под влиянием московской, новгородской, строгановской иярославской школ. Иконы "палехского пошиба" славились особой тонкостьюписьма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах.Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которыхвыполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик)наносил контур будущей иконы, третий писал доличное, то есть всюкомпозицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела - их писалхудожник-личник. Имена и тексты писал мастер - подписывальщик. И, наконец,заканчивал работу над иконой олифщик. В середине 19 в. в Палехе работалонесколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых,Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых. К концу века в Палехе и окрестныхдеревнях насчитывалось 418 человек, занимавшихся иконописанием, 270 из них(200 мастеров и 70 учеников) работали у Н. М. Сафонова. Многие иконописцыработали в Москве, в мастерских, владельцами которых были выходцы изПалеха. Кроме иконописания, палешане занимались поновлением монументальнойживописи, участвуя в реставрации соборов и Грановитой палаты МосковскогоКремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и др.Палехские артели После революции 1917 перед палехскими иконописцами всталанеобходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала.В 1918 мастера объединяются в Палехскую художественную декоративнуюартель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 они былипредставлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоеныдиплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новымматериалом - папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковойминиатюры Федоскина. При поддержке известного искусствоведа А. В.Бакушинского, уроженца Палеха, мастера освоили новый материал, перенеся нанего традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи иусловную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры напапье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались насельскохозяйственной выставке в 1924. 5 декабря 1924 семь палехскиххудожников - И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков,А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин - объединились в "Артельдревней живописи". Позднее к ним присоединились и другие художники - И. П.Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры суспехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже. В 1932 артель былапреобразована в Палехское товарищество художников, в 1953 - вХудожественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. Внастоящее время в Палехе работает ряд авторских мастерскиххудожников-палешан. Палехские художники успешно работали в областитеатрально-декорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декораций кнеосуществленному спектаклю "Сказка о попе и его работнике Балде" вБольшом театре, 1940; И. П. Вакуров, эскизы к постановке "Снегурочки" вМосковском художественном театре, 1936; Н. М. Парилов, эскизы к рядупостановок в Ленинградском Малом академическом театре оперы и балета,Куйбышевском государственном театре оперы и балета, Саратовском театре имН. Г. Чернышевского и др.), книжной графике (Голиков И. И., "Слово о полкуИгореве", 1934; и др.), монументальной живописи (Д. Буторин и др., росписиинтерьеров Ленинградского дворца пионеров), росписи изделий из фарфора;реставрации монументальной живописи. Особенности палехской живописи Длястиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок напреимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэтауплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки ибоковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутыеизящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основныхцветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусскойиконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом,выполненным твореным золотом. В настоящее время в Палехе продолжаютработать мастерские Художественного фонда России, небольшие частныемастерские и отдельные художники. Среди них - Т. И. Зубкова, А. А.Котухина, Н. И Голиков, А. М. Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д.Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и др.Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище,основанное в 1935 на базе профтехшколы, открытой в 1930.





Ссылка на выделенный текст