(до начала 20 века - Богоявленская слобода ) - поселокгородского типа в Вязниковском районе Владимирской области. Расположен в14 км от железнодорожной станции (на линии Ковров - НижнийНовгород). Один из крупнейших в России центров бытования традиционныххудожественных промыслов - лаковой миниатюры на папье-маше, вышивки иювелирных изделий.Первое упоминание о Богоявленском погосте на рекеМстере, относившемся к вотчине князей Ромодановских, встречается вписцовых книгах за 1628. Низкое плодородие земли, с одной стороны, иводный путь, связывающий село через Клязьму, Оку и Волгу с крупнымиторговыми городами Поволжья, с другой, способствовали раннему развитиюремесел. Крупнейшее из них - иконописание - возникло в 17 в. вБогоявленском монастыре и к концу 18 в. широко распространилось по всейслободе, став основным занятием мужского населения. Особого развитияхудожественные ремесла Мстеры (производство икон и церковной утвари,вышивка гладью) получили после реформы 1861.К началу1930-х гг. бывшиехудожники-иконописцы освоили технологию изготовления изделий изпапье-маше, украшенных миниатюрной живописью, сохранив стилистикудревнерусской иконописи. В 1931 была основана артель "Пролетарскоеискусство" (с 1960 - фабрика). Работают и другие фабрики:строчевышивальная (белая мстерская гладь и "владимирские швы"), "Ювелир"(изделия в технике скани), игрушечная, мебельная и другие, а такжеМстерский художественный музей.Литература:Семеновский Д. Н. . М.,1939.Тиц А. А. По окраинам Владимирским: Вязники, , Гороховец. М.,1969.Бардина Р. А. Художественные промыслы Владимирской области.Ярославль, 1975.Н. В. ГаевскаяА. Л. ИорданскийМСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА - традиционный русский вышивальный промысел, сложившийсяв Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основузаложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого,украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметыцерковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи. Вышивка белой гладьюВсер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью сминиатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям- маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное истоловое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникоймстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционноедля монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию оченьпопулярной на российском рынке. Организация артелиВ 1923 в Мстере былаорганизована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальнаяфабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основномшли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетныемотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились итрадиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрныефигурки птиц. Использование "владимирского шва"В 1950-х годах мстерскиемастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, преждешироко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также вг. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочнаявышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) снебольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяютсяпреимущественно для оформления женской одежды и столового белья."Русскаягладь"В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русскаягладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нититкани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняютразнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка поткани.Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н.Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозныевышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронинаи др.Литература:Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.;Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерскаябелая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народнаявышивка. М., 1957.Н. В. ГаевскаяА. Л. ИорданскийМСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ (?-1036) - князь тмутараканский (с 988) ичерниговский (с 1026), сын Владимира I. Покорил косогов и ряд кавказскихплемен. Борьба с князем Ярославом Мудрым завершилась разделом государствапо р. Днепр, сохранявшимся до смерти Мстислава Владимировича.






Ссылка на выделенный текст