Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564) -итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силойвыразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы ВысокогоВозрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистическогомиропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность,пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотойпроявились уже в ранних произведениях ("Оплакивание Христа", ок. 1497-98;"Давид", 1501-04; картон "Битва при Кашине", 1504-06). Роспись сводаСикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя "Моисей" (1515-16)утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничныетворческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансныхидеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции(1520-34), во фреске "Страшный суд" (1536-41) на алтарной стенеСикстинской капеллы, в поздних вариантах "Оплакивания Христа" (ок.1550-55) и др. В архитектуре господствуют пластическоеначало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции,1523-34). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданиемансамбля Капитолия в Риме. Поэзия отличается глубиной мысли ивысоким трагизмом. Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475,Капрезе - 1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт,один из ведущих мастеров Высокого Возрождения. Юность. Годы ученияПервоначальное образование получил в латинской школе во Флоренции. Училсяживописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни в основаннойЛоренцо Медичи художественной школе в Садах Медичи. Копировал фрескиДжотто и Мазаччо, изучал скульптуру Донателло, а в 1494 в Болоньепознакомился с работами Якопо делла Кверча. В доме Лоренцо, где прожил два года, он познакомился с философией неоплатонизма,оказавшей в дальнейшем сильное влияние на его миропонимание и творчество.Тяготение к монументальной укрупненности форм сказалось уже в первых егоработах - рельефах "Мадонна у лестницы" (ок. 1491, Каза Буонарроти,Флоренция) и "Битва кентавров" (ок. 1492, там же).Первый римский период(1496-1501) В Риме продолжил начатое в Садах Медичи изучениеантичной скульптуры, ставшей одним из источников его богатой пластики. Кпервому римскому периоду относятся антикизированная статуя Вакха (ок.1496, Национальный музей, Флоренция) и скульптурная группа "Пьета" (ок.1498-99), свидетельствующая о начале творческой зрелостимастера.Флорентийский период (1501-06). Статуя Давида Вернувшись в 1501 воФлоренцию, получил от правительства республики заказ насоздание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция).Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио(ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающегоотрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а какпрекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением,полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita -устрашающая). Одновременно в 1501-05 работал над другимзаказом правительства - картоном к фреске "Битва при Кашине", котораявместе с росписью Леонардо да Винчи "Битва при Ангьяри" должна былаукрасить зал Палаццо Веккио. Росписи не были осуществлены, однакосохранилась зарисовка картона , предвещающая динамикой поз ижестов росписи Сикстинского плафона.Второй римский период (1505-16) В 1505папа Юлий II вызвал в Рим, поручив ему работу над своимнадгробием. Проект предусматривал создание, в отличие оттрадиционных для Италии этого времени пристенных надгробий,величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуямибольше человеческого роста. Быстрое охлаждение Юлия II к этому замыслу ипрекращение финансирования работ вызвало ссору мастера с папой идемонстративный отъезд во Флоренцию в марте 1506. В Рим онвернулся только в 1508, получив от Юлия II заказ на роспись Сикстинскойкапеллы.Росписи Сикстинской капеллыФрески Сикстинского плафона (1508-12) -самый грандиозный из осуществленных замыслов . Отвергнувпредложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и сорнаментальным заполнением его основной части, разработалсобственную программу росписей, до сих пор вызывающую различныетолкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркалесвода на темы книги Бытия - от "Сотворения мира" до "Всемирного потопа",12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл "ПредкиХриста" в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темычудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей,населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом иколоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатствосложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов,ракурсов.Надгробие папы Юлия IIПосле смерти Юлия II (1513) снова приступает к работе над его надгробием, создает в 1513-16 три статуи- "Умирающий раб", "Восставший раб" (оба в Лувре) и "Моисей".Первоначальный проект, неоднократно пересматривавшийся наследниками ЮлияII, не был осуществлен. Согласно шестому по счету договору, заключенному сними, в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установленодвухъярусное пристенное надгробие, включившее "Моисея" и 6 статуй,выполненных в начале 1540-х гг. в мастерской .Четыренезаконченные статуи "Рабов" (ок. 1520-36, Академия, Флоренция),первоначально предназначавшиеся для надгробия, дают представление отворческом методе . В отличие от современных ему скульпторовон обрабатывал глыбу мрамора не со всех сторон, а только с одной, как быизвлекая фигуры из толщи камня; в своих стихах он неоднократно говорит отом, что скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ.Представленные в напряженно-драматических позах "Рабы" как бы и самипытаются вырваться из сковывающей их каменной массы.Капелла МедичиВ 1516папа Лев X Медичи поручил разработать проект фасада церквиСан-Лоренцо во Флоренции, построенной в 15 в. Брунеллески. хотел сделать фасад этой приходской церкви рода Медичи "зеркалом всейИталии", но работы были прекращены из-за недостатка средств. В 1520кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII, поручил превратить Новую сакристию церкви Сан-Лоренцо в грандиозную усыпальницурода Медичи. Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи1527-30 ( был одним из руководителей трехлетней обороныосажденной Флоренции), не была завершена к моменту отъезда вРим в 1534; выполненные им статуи были установлены только в 1546.КапеллаМедичи - сложный архитектурно-скульптурный ансамбль, образное содержаниекоторого породило различные толкования. Статуи герцогов Лоренцо и ДжулианоМедичи, сидящих в неглубоких нишах на фоне архитектурной антикизированнойдекорации и облаченных в доспехи римских императоров, лишены портретногосходства и, возможно, символизируют Жизнь деятельную и Жизньсозерцательную. С графически легкими очертаниями саркофага контрастируетпластическая мощь огромных статуй Дня и Ночи, Утра и Вечера, лежащих напокатых крышках саркофага в мучительно-неудобных позах, как бы готовыхсоскользнуть с них. Драматический пафос этих образов выразилв четверостишии, написанном им как бы от имени Ночи:Мне сладко спать, апуще - камнем быть,Когда кругом позор и преступленье:Не чувствовать, невидеть - облегченье.Умолкни ж, друг, к чему меня будить? (Пер. А.Эфроса)Библиотека ЛауренцианаВ годы работы во Флоренции в 1520-34 сложилсястиль -архитектора, отличающийся повышенной пластичностью иживописным богатством. Смело и неожиданно решена лестница библиотекиЛауренциана (проект ок. 1523-34, осуществлен уже после отъезда в Рим). Монументальная мраморная лестница, почти целикомзаполняя обширный вестибюль, начинаясь прямо у порога расположенного навтором этаже читального зала, как бы вытекает из дверного проема узкиммаршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, образуя три рукава,столь же круто спускается вниз; динамический ритм больших мраморныхступеней, направленный навстречу поднимающимся в зал, воспринимается какнекая сила, требующая преодоления.Третий римский период. "Страшныйсуд"Переезд в Рим в 1534 открывает последний, драматическийпериод его творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римскогоВозрождения. сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна;идеи религиозного обновления, волновавшие участников этого кружка,наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет. В колоссальной(17 х 13,3 м) фреске "Страшный Суд" (1536-41) на алтарной стенеСикстинской капеллы отступает от традиционной иконографии,изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены отгрешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушиваетна наших глазах гибнущую Вселенную. Если в Сикстинском плафоне источникомдвижения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает,словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают своюкрасоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающимигармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны;увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников. Посвидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску,но вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено "одеть"святых или прикрыть набедренными повязками их наготу (эти записи быличастично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993).Трагическимпафосом проникнуты и последние живописные работы - фрески"Распятие апостола Петра" и "Падение Савла" (1542-50, капелла Паолина,Ватикан). В целом поздняя живопись оказала определяющеевлияние на формирование маньеризма.Поздние скульптуры. ПоэзияДраматическаясложность образного решения и пластического языка отличает поздниескульптурные работы : "Пьета с Никодимом" (ок. 1547-55, соборФлоренции) и "Пьета Ронданини" (неоконченная группа, ок. 1555-64, КастеллоСфорцеско).В последний римский период написано большинство из дошедших донас почти 200 стихотворений , отличающихся философскойглубиной мысли и напряженной выразительностью языка.Собор св. ПетраВ 1546 был назначен главным архитектором собора св. Петра,строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моментусмерти (1514) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а такжечастично один из нефов. При его преемниках - Перуцци, Рафаэле, Сангалло,частично отошедших от плана Браманте, строительство почти не продвинулось. вернулся к центрическому плану Браманте, одновременноукрупнив все формы и членения, придав им пластическую мощь. успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 мв диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо деллаПорта.Ансамбль Капитолия Вторым грандиозным архитектурным проектом стал завершенный только в 17 в. ансамбль Капитолия. Онвключает перестроенный по проекту средневековый дворецСенаторов (ратушу), увенчанный башенкой, и два величественных дворцаКонсерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмомпилястров. Установленная в центре площади античная конная статуя МаркаАврелия и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города,довершили это ансамбль, который связал новый Рим с расположенными подругую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римскогофорума.Похороны во ФлоренцииНесмотря на неоднократные приглашения герцогаКозимо Медичи, отказывался вернуться во Флоренцию. После егосмерти тело его было тайно вывезено из Рима и торжественно погребено вусыпальнице знаменитых флорентийцев - церквиСанта-Кроче.Литература:. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н.Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева. М., 1964.Ротенберг Е. И.. М., 1976. и его время / Под ред. Е. И.Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. М., 1978.Дажина В. Д. . Рисунокв его творчестве. М., 1986.Tolnay K. Michelangelo. Princeton, 1943-60. V.1-5.И. А. СмирноваМИКЕЛИНСКАС (Mikelinskas) Йонас (р. 1922) - литовский писатель. Сборникирассказов и повестей, социально-психологические романы "Водоноска" (1964,в русском переводе "Мы - люди"), "А часы идут" (1966), "Дятел - пестр..."(1976, в русском переводе "Не поле перейти"), "За горизонтом - свобода"(1978), "Среди ровных полей" (1981), "В стране черных елей" (1987).





Ссылка на выделенный текст