тип росписи деревянных прялок и утвари -ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу 19 в. в низовьях рекиМезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к1815, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются врукописных книгах 18 в., выполненных в мезенском регионе.По стилюмезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи,дожившим до 20 в. Предметы густо испещрены дробным узором - звездами,крестиками, черточками, выполненным в два цвета: черный - сажа и красный -"земляная краска", охра. Основные мотивы геометрического орнамента -солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементытрехгранно-выемчатой резьбы.Среди орнаментов - фризы со стилизованнымисхематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываютсяна границах предмета. Выполненные черной и красной красками, фигуркиживотных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображенияочень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущениединамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей иниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов иболее сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок частопомещаются схематичные изображения птиц, нанесенные одним мазком краснойкраски.Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенныорнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивнонаписанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиесяна воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора,заказчика или датой изготовления. Готовое изделие расписывали по чистомунегрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на концедеревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносилиузор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску отстирания и придавало изделию золотистый цвет.В конце 19 в. мезенскаяроспись сосредоточивается в деревне Палащелье, которая как центр росписипо дереву впервые упоминается в 1906. Благодаря подписям на прялках можновыделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило,анонимного крестьянского искусства: Аксеновых, Новиковых, Федотовых,Кузьминых, Шишовых - тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасанияпромысла.В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомкамистарых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф.и И. С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальномпредприятии "Беломорские узоры" выпускаются сувенирные изделия страдиционной мезенской росписью. Литература:Северные прялки: Каталогвыставки. Вологда, 1969.Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки.Л., 1970.Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву //Народное искусство. М., 1974.Миловский А. С. Скачи, добрый единорог. М.,1983.Н. В. ГаевскаяА. Л. ИорданскийМЕЗЕНЬ - река на севере европейской части России. 966 км, площадь бассейна78 тыс. км2. Средний расход воды 886 м3/с. Берет начало на Тиманскомкряже, протекает по волнистой равнине, впадает в Мезенскую губу Белого м.Сплавная. Судоходна на 371 км от устья, весной на 650 км.





Ссылка на выделенный текст