ЛОРРЕН

ЛОРРЕН (Lorrain) (наст. фам. Желле, Gellee) Клод (1600-82) — французский живописец и график. Представитель классицизма. В торжественные по композиции "идеальные" пейзажи вносил лиризм, мечтательно-элегическое настроение, тонкие эффекты освещения (серия "Времена суток"). Мастер рисунка и офорта.

ЛОРРЕН (Lorrain) Клод (наст. имя Клод Желле — Claude Gellee) (1600, Шамань, близ Нанси — 23 ноября 1682, Рим) — французский пейзажист, один из основоположников классицизма в европейском искусстве 17 в. Биография Родился в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище — Лотарингец (по-французски — Лоррен). Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву. Около 1613 приезжает в Италию, становится слугою сначала художника Кавалера Арпино, затем — Агостино Тасси. Вместе с Тасси и немецким пейзажистом Готфридом Вальсом в 1618-20 работает в Неаполе, затем — в Риме. В 1625 Лоррен через Венецию и Баварию возвращается в Лотарингию, где работает помощником Клода Дерюэ, выполняя фрески в Нанси. В 1627, уже навсегда, переезжает в Рим — Италия становится его новой родиной. К 1629 относится первая датированная картина "Пейзаж со стадом и крестьянином" (Музей искусств, Филадельфия). В 1629-35 пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути. В конце 1630-х гг. — один из ведущих пейзажных мастеров в Риме. В 1633 принят в Академию св. Луки, в 1643 — в "Конгрегационе деи виртуози". Входит также в "Клуб перелетных птиц" (Бент) — содружество иностранных художников в Риме (главным образом, выходцев из Франции, Германии и Голландии) — где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище "огнепоклонник". Его ближайшие друзья — Никола Пуссен и Питер ван Лар, с которыми он обычно отправлялся на этюды за стены города. В доме Лоррена подолгу жили многие художники, прибывавшие в Рим, среди них его первый биограф Иоахим фон Зандрарт и голландский пейзажист Германн ван Сваневельт. Творческий метод Вдохновителями и непосредственными предшественниками Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи и представители болонской школы — нидерландец Пауль Брилль (учитель А. Тасси) — немец Адам Эльсхеймер. Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба. По свидетельству Зандрарта, "чтобы проникнуть в сущность искусства пейзажа, (Лоррен) старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к замысленной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него". Композиция и сюжеты В отличие от Пуссена Лоррена не увлекали героические сцены истории Рима, его сфера — созерцательное состояние человека в природе. При почти неизменной композиции пейзажи Лоррена, подобно вариациям одной музыкальной темы, неповторимы, внимание его сосредоточено на тончайших градациях меняющегося в течение суток солнечного освещения. Обычные композиционные приемы художника, увлекающие взгляд зрителя вглубь картины, — замыкающие вид с боков "кулисы" деревьев или зданий, раскрывающие безграничность мира, изогнутая линия берега, уходящего в расстилающееся море, последовательный переход от теплых цветов переднего плана к холодным дальнего. У горизонта, всегда чуть в сторону от центра, художник помещает солнце, оно — главный герой его искусства. В солнечных лучах, исходящих из глубины, теряет очертания земной мир, тают силуэты зданий, деревьев, и наоборот, вместе со светом они обретают реальность, становятся осязаемыми, материальными — картина превращается в анфиладу светового пространства. В силу достоверности освещения картины Лоррена из Эрмитажа получили название "Утро", "Полдень", "Вечер" и "Ночь" (1651-72) — составив как бы единый цикл. Почти все лорреновские пейзажи имеют сюжетную мотивировку, по крайней мере, были задуманы как пейзажи со сценами из мифологии, древней истории или с сюжетами на библейские темы ("Пейзаж с похищением Европы", 1655, Музей изобразительных искусств, Москва; "Пейзаж с Иезекиилем"; "Психея у дворца Амура"). Для образованного зрителя 17 столетия миф, язык символов и аллегорий был своеобразным ключом к восприятию пейзажа, определял его тему и настроение. "Герои" сюжетов в картинах Лоррена, однако, всегда играют роль незначительного стаффаж

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Лоррен — (Lorrain; собственно Желле, Gellée) Клод (1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия, — 23.11.1682, Рим), французский живописец. Учился у А. Тасси в Риме [с 1613(?)], где обосновался окончательно в 1627; испытал влияние П. Бриля... Большая советская энциклопедия