легендарный древнекитайский мыслитель, основоположникрелигиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многихотношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем иозначает буквально "старый мудрец" (и даже "старый младенец"), в традициифигурируют по крайней мере три разных персонажа. 1) Ли Эр (Лао Дань, ЛиБоян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царстваЧу, родившийся в 604 до н. э. По этой версии, восходящей к главе"Жизнеописание Хань Фэй-цзы" в "Исторических записках" (Ши цзи)великого историка Сыма Цяня (ок. 145-86 до н. э.), служилархивистом в чжоуском книгохранилище. Встречался с Конфуцием, который былна 55 лет моложе его, причем эта встреча произвела на молодого Конфуциянеизгладимое впечатление. К концу своей карьеры разочаровался всовременной ему действительности и отправился на запад с целью навсегдапокинуть Китай. В пограничной области Ханьгу (территория современнойпровинции Хэнань) он был остановлен неким "стражем заставы" Инь Си (ГуаньИнь-цзы), по просьбе которого написал или надиктовал пять тысяч слов; таквозник главный текст даосизма - книга "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").Затем он продолжил путь в Индию, где его проповедь привела к возникновениюбуддизма ( представляли чуть ли не отцом самого основателя буддизма- Сиддхартхи Гаутамы). 2) был известен под именем Лао-цзюнь каквысшее божество даосского пантеона и воплощение дао. В одном из позднейшихсказаний говорится, что он родился в 1358 до н. э. от божественной"Нефритовой девы" (Юйнюй). В честь был установлен официальныйкульт: первые жертвы ему были принесены по приказу императора на егородине в 156 до н. э. Позднее в так называемой "народной религии" (Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, нарядус "Нефритовым Императором" (Юйхуань шанди) и "Великим Первоначальным" (Тайши), популярную фигуру так называемых "Трех Чистых" (Сань цин), которымчасто поклонялись как одному божеству. 3) Наконец, именем долженбыть назван и реальный автор (или авторы) философских афоризмов, собранныхв книгу "Дао дэ цзин". Пафос философствования в стиле - вобличении извращений человеческой природы, вызванных навязываемой индивидурепрессивной культурой, под которой подразумевается прежде всегоконфуцианская мораль, и в призывах возвратиться к неким простым иестественным отношениям в условной деревенской идиллии.






Ссылка на выделенный текст