походы (1096-1270) на Ближний Восток (в Сирию,Палестину, Сев. Африку), организованные западно-европейскими феодалами икатолической церковью под знаменем борьбы против "неверных" (мусульман),освобождения гроба Господня и святой земли (Палестины). 1-й Крестовыйпоход (1096-99) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалимаи образованием Иерусалимского королевства. 2-й (1147-49, повод - взятие в1144 сельджуками Эдессы) и 3-й (1189-92, вызван завоеванием в 1187Иерусалима Салах-ад-дином) были безрезультатны. 4-й Крестовый поход(1202-04), организованный по инициативе Римского Папы Иннокентия III, былнаправлен (главным образом усилиями венецианского купечества) противВизантии, на части территории которой после захвата крестоносцамиКонстантинополя была создана Латинская империя (1204-61). Последние походы- 5-й (1217-21), 6-й (1228-29), 7-й (1248-54), 8-й (1270) - существеннойроли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцыполностью утратили свои владения на Востоке. Крестовыми походами часто называют походы немецких феодалов в 12-13 вв.против славян и других народов Прибалтики - а также Альбигойскиевойны. (1096-1270), военно-религиозные экспедиции западныхевропейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных сземной жизнью Иисуса Христа - Иерусалима и Гроба Господня. Предпосылки иначало походов Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничествк Святым местам; изменение взглядов на войну, которая стала считаться негреховным, а благим делом, если велась против врагов христианства ицеркви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угрозазахвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-йпол. 11 в. 26 ноября 1095 папа Урбан II призвал собравшихся на поместномцерковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками ГробГосподень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутови потому именовались "крестоносцами". Отправившимся в Крестовый поход папасулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случаегибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на времяпохода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались подзащитой церкви. Первый крестовый поход В марте 1096 начался первый этапПервого крестового похода (1096-1101) - т. н. поход бедноты. Толпыкрестьян, с семьями и скарбом, вооруженные чем попало, под руководствомслучайных вожаков, а то и вовсе без них, двинулись на восток, отметив свойпуть грабежами (они полагали, что, поскольку они воины Божьи, то любоеземное имущество принадлежит им) и еврейскими погромами (в их глазах евреииз ближайшего городка были потомками гонителей Христа). Из 50-тысячноговойска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они погибли вбитве с турками под Никеей 25 октября 1096. Осенью 1096 в путь двинулосьрыцарское ополчение из разных частей Европы, вождями его были ГотфридБульонский, Раймунд Тулузский и др. К концу 1096 - началу 1097 онисобрались в Константинополе, весной 1097 переправились в Малую Азию, гдесовместно с византийскими войсками начали осаду Никеи, взяли ее 19 июня ипередали византийцам. Далее путь крестоносцев лежал в Сирию и Палестину. 6февраля 1098 была взята Эдесса, в ночь на 3 июня - Антиохия, год спустя, 7июня 1099 они осадили Иерусалим, а 15 июля захватили его, учинив в городежестокую резню. 22 июля на собрании князей и прелатов было учрежденоИерусалимское королевство, которому подчинялись графство Эдесское,княжество Антиохийское и (с 1109) графство Триполи. Главой государствастал Готфрид Бульонский, получивший титул "защитник Гроба Господня" (егопреемники носили титул королей). В 1100-1101 в Святую Землю отправилисьновые отряды из Европы (историки называют это "арьергардным походом");границы Иерусалимского королевства установились лишь к 1124. Выходцев изЗападной Европы, постоянно живших в Палестине, было немного, особую роль вСвятой Земле играли духовно-рыцарские ордена, а также образовывавшиеособые привилегированные кварталы в городах Иерусалимского королевствапереселенцы из приморских торговых городов Италии. Второй крестовый походПосле того, как в 1144 турки завоевали Эдессу, 1 декабря 1145 был объявленВторой крестовый поход (1147-1148), возглавленный королем ФранцииЛюдовиком VII и германским королем Конрадом III и оказавшийсябезрезультатным. В 1171 власть в Египте захватил Салах-ад-Дин, которыйприсоединил к Египту Сирию и весной 1187 начал войну против христиан. 4июля в длившейся 7 часов битве близ деревни Хиттин христианское войскобыло разбито, во второй половине июля началась осада Иерусалима, и 2октября город сдался на милость победителя. К 1189 в руках крестоносцевосталось несколько крепостей и два города - Тир и Триполи. Третийкрестовый поход 29 октября 1187 был объявлен Третий крестовый поход(1189-1192). Поход возглавлял император Священной Римской империи ФридрихI Барбаросса, короли Франции Филипп II Август и Англии - Ричард I ЛьвиноеСердце. Немецкое ополчение 18 мая 1190 захватило г. Иконий (ныне Кония,Турция) в Малой Азии, но 10 июня при переправе через горную речку Фридрихутонул, и деморализованное этим немецкое войско отступило. Осенью 1190крестоносцы начали осаду Акры - города-порта, морских ворот Иерусалима.Акра была взята 11 июня 1191, но еще до этого Филипп II и Ричардпоссорились, и Филипп отплыл на родину; Ричард предпринял несколькобезуспешных наступлений, в т. ч. два на Иерусалим, заключил 2 сентября1192 крайне невыгодный для христиан договор с Салах-ад Дином и в октябрепокинул Палестину. Иерусалим остался в руках мусульман, столицейИерусалимского королевства сделалась Акра.Четвертый крестовый поход.Взятие КонстантинополяВ 1198 был объявлен новый, Четвертый крестовыйпоход, состоявшийся много позднее (1202-1204). Предполагалось нанести ударпо Египту, которому принадлежала Палестина. Поскольку у крестоносцев нехватило денег на оплату кораблей для морской экспедиции, Венеция,обладавшая самым мощным в Средиземноморье флотом, запросила в уплатупомощь в завоевании христианского (!) г. Задар на Адриатическом побережье,что и произошло 24 ноября 1202, а затем побудила крестоносцев двинуться наВизантию, главную торговую соперницу Венеции, под предлогом вмешательствав династические распри в Константинополе и соединения православной икатолической церквей под эгидой папства. 13 апреля 1204 Константинопольбыл взят и жестоко разграблен. Часть завоеванных у Византии территорийотошла к Венеции, на другой части была учреждена т. н. Латинская империя.В 1261 православные императоры, закрепившиеся в не оккупированнойзападными европейцами Малой Азии, с помощью турок и соперницы Венеции -Генуи - снова заняли Константинополь. Крестовый поход детей Ввиду неудачкрестоносцев в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том, чтоГосподь, не давший победы сильным, но грешным, дарует ее слабым, нобезгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных частях Европы сталисобираться толпы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим (т.н. крестовый поход детей, не включаемый историками в общее число Крестовыхпоходов). Церковь и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрывународной религиозности с подозрением и всячески препятствовали ему. Частьдетей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, часть достиглаМарселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезлиих на невольничьи рынки Египта. Пятый крестовый поход Пятый крестовыйпоход (1217-1221) начался экспедицией в Святую Землю, но, потерпев тамнеудачу, крестоносцы, не имевшие признанного вождя, в 1218 перенесливоенные действия в Египет. 27 мая 1218 они начали осаду крепости Дамиетта(Думьят) в дельте Нила; египетский султан пообещал им за снятие осадыИерусалим, но крестоносцы отказались, взяли Дамиетту в ночь с 4 на 5ноября 1219, попытались развить успех и занять весь Египет, но наступлениезахлебнулось. 30 августа 1221 был заключен мир с египтянами, по которомувоины Христовы возвращали Дамиетту и уходили из Египта. Шестой крестовыйпоход Шестой крестовый поход (1228-1229) предпринял император Фридрих IIШтауфен. Этот постоянный противник папства был накануне похода отлучен отцеркви. Летом 1228 он отплыл в Палестину, благодаря умелым переговорамзаключил союз с египетским султаном и в качестве за помощь против всех еговрагов, мусульман и христиан (!), получил без единого сражения Иерусалим,куда вступил 18 марта 1229. Поскольку император находился под отлучением,возвращение Святого Города в лоно христианства сопровождалось запретомбогослужения в нем. Фридрих вскоре отбыл на родину, заниматься Иерусалимомему было недосуг, и в 1224 египетский султан снова и окончательно взялИерусалим, устроив резню христианского населения. Седьмой и Восьмойкрестовые походы Седьмой крестовый поход (1248-1254) был делом почтиисключительно Франции и ее короля Людовика IX Святого. Объектом нападенияснова стал Египет. В июне 1249 крестоносцы вторично взяли Дамиетту, нопозднее были блокированы и в феврале 1250 сдались в плен в полном составе,включая короля. В мае 1250 король был отпущен за выкуп в 200 тыс. ливров,но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно дожидался помощииз Франции, куда и отплыл в апреле 1254. В 1270 тот же Людовик предпринялпоследний, Восьмой крестовый поход. Целью его был Тунис, самое сильноемусульманское морское государство Средиземноморья. Предполагалосьустановить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственноотправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую Землю. Однако вскорепосле состоявшейся 18 июня 1270 высадки в Тунисе в лагере крестоносцеввспыхнула эпидемия, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и невступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.Дела в Палестине шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18мая 1291 пала Акра - последний оплот крестоносцев в Палестине. И до, ипосле этого церковь неоднократно провозглашала крестовые походы противязычников (поход против полабских славян в 1147), еретиков (см.Альбигойские войны, Гуситы) и против турок в 14-16 вв., но они невключаются в общее число крестовых походов. Итоги крестовых походовИсторики по-разному оценивают итоги крестовых походов. Одни считают, чтоэти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятиюмусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают,что все это могло быть достигнуто путем мирных связей, и крестовые походыостанутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма. Литература:Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. M., 1980.Runciman S. A. History of theCrusades. London, 1987. V. 1-3.Д. Э. Харитонович






Ссылка на выделенный текст