КОНФУЦИЙ

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.) — древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы — учитель Кун) — Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни (552/551, Цзоу в царстве Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) — 479 до н. э., там же) — древнекитайский мыслитель.Жизнь Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать — когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг "Ши цзин" и "Шу цзин", ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов — "Лунь юй" (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства). Учение Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее" (Лунь юй, 7. 1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: "О как же ослабла (моя добродетель, если) я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна" (Лунь юй, 7. 5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности") — а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо — "сыновняя почтительность"). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли) — то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном" (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. Культ Конфуция. Конфуцианство Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "Не научившись (честно) служить людям, можно ли (достойно) служить духам?" (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как "наука" вообще, а конфуцианцы — "жу", т. е. просто как "ученые", "образованные"). Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом. Литература:Малявин В. В. Конфуций. М., 1992. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. Демененко И. И. Конфуций. М., 1995. Г. А. Ткаченко

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОНФУЦИЙ — КОНФУЦИЙ (латинизированная форма кит. Кун Фу-цзы – «Учитель Кун»; Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни) (552/ 551, Цзоу в царстве Лу (современный г. Цюйфу провинции Шаньдун) – 479 до н.э. Новая философская энциклопедия
  2. КОНФУЦИЙ — Кун-цзы (р. прибл. 551 — ум. 479 до н. э.), — др.-кит. мыслитель, педагог и гос. деятель, заложивший основы этико-политич. учения — конфуцианства. Род. в обедневшей семье знатного происхождения в царстве Лу (на терр. совр. уезда Цюйфу, провинция Шаньдун). Советская историческая энциклопедия
  3. Конфуций — Кун-цзы (родился приблизительно 551 — умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства (См. Конфуцианство). Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. Большая советская энциклопедия
  4. Конфуций — И Конфуцианство — см. Кун-фу-цзы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. Конфуций — Конфуций (Кун-цзы — учитель Кун) (около 551 — 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. В 22 года начал обучать, прославился как самый знаменитый педагог Китая. Большая биографическая энциклопедия
  6. КОНФУЦИЙ — КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) — китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства — идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение... Новейший философский словарь