(от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление влитературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследиюкак к норме и идеальному образцу. сложился в 17 в. во Франции.В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеяхфилософского рационализма, на представлениях о разумной закономерностимира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большогообщественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов,к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программеискусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких"(трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и"низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В литературе(трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма"Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф.Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В.Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина,трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играютзначительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Длятеатрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж.Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А.Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный стройспектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердилисьгероика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясностьдраматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) иливокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благороднаяпростота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии).Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду воФранции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин,А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм,логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержаннымдекором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л.Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции,скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова вИталии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И.Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развертываниемсюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.






Ссылка на выделенный текст