братья из Солуни (Салоники), славянские просветители,создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл (ок.827-869; до принятия в 869 монашества - Константин, Константин Философ) иМефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславомв Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке.Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебныекниги.КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ, братья, христианские миссионеры у славян,создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменностии старославянского литературного языка. Кирилл (принял это имя передсмертью при пострижении в схиму, до этого - Константин) родился в 827, годрождения и мирское имя старшего брата - Мефодия - неизвестны. СвятыеПравославной (память 11/24 мая, также Кирилла 14/27 февраля, Мефодия -6/19 апреля) и Католической (память 14 февраля и 7 июля) церквей.Родилисьв семье "друнгария" - византийского военачальника из города Фессалоники(отсюда - "солунские братья").Мефодий был назначен правителем одной изславянских областей на Балканах, после убийства в 856 покровителя семьи -логофета Фектиста - постригся в монахи в одном из монастырей на Олимпе(Малая Азия). Константин получил блестящее образование в Константинополе,где его учителями были крупнейшие представители византийскойинтеллектуальной элиты - Лев Математик и Фотий, будущий патриархКонстантинопольский. Был библиотекарем патриарха, затем преподавалфилософию в Константинополе, получил прозвище Философа. Участвовал ввизантийских миссиях в Арабский халифат и (вместе с Мефодием) в Хазарию. Сэтими миссиями связаны написанные им полемические прения с мусульманами ииудеями (включены в его "Пространные жития"). Во время путешествия вХазарию в 861 участвовал в открытии и перенесении в Херсонес (Крым)останков Климента, папы Римского. В славянских переводах сохранилисьтексты написанных Константином сказаний об обретении мощей и стихотворныхгимнов по этому поводу.В 863 в Константинополь прибыло посольствоправителя Великой Моравии (см. Великоморавская держава) Ростислава,просившего прислать учителей для проповеди в недавно принявшейхристианство стране. Византийский император решил послать туда Константинаи Мефодия; их "Пространные жития" связывают с этим событием созданиеКонстантином азбуки (т. н. глаголицы), отражающей фонетические особенностиславянского языка, и первого литературного текста на славянском языке -перевода Евангелия апракос (сборника из евангельских текстов, читающихсяво время богослужения). По мнению исследователей, еще до приездаКонстантина и Мефодия в Моравию была переведена и Псалтырь. В ВеликойМоравии братья перевели на славянский язык текст литургии и сталисовершать богослужение на славянском языке. Тогда же Константином былисозданы "Проглас" - первый крупный оригинальный поэтический текст наславянском языке и "Написание о правой вере" - первый опыт изложения наславянском языке христианской догматики, положившей начало созданиюславянской религиозно-философской терминологии.Деятельность Константина иМефодия встретила сопротивление немецкого духовенства (в церковномотношении Великая Моравия была подчинена епископству Пассау в Баварии),выступавшего против славянского письма и славянской литургии,требовавшего, чтобы литургия совершалась только на латинском языке. В этихусловиях братья не могли сделать священниками подготовленных ими ученикови в 867 выехали из Великой Моравии в Венецию, рассчитывая посвятитьучеников в столице Византийской империи - Константинополе. Получивприглашение от римского папы, Константин и Мефодий из Венеции направилисьв 868 в Рим. Здесь папа Адриан II освятил славянские книги, ученикиКонстантина и Мефодия стали священниками и дьяконами. В Риме Константинтяжело заболел и 14 февраля 869 умер (похоронен в базилике Св. Климента).Вконце 869 Мефодий был поставлен архиепископом Паннонии, практическиВеликой Моравии, которая тем самым приобрела церковную самостоятельность.В 870 Великая Моравия была оккупирована войсками Восточно-Франкскогокоролевства, Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей в Швабии.Восстание населения Моравии и вмешательство папы Иоанна VIIIспособствовали тому, что в 873 новому моравскому князю Святополку удалосьдобиться освобождения Мефодия. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершатьлитургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добилсяотмены запрета.С деятельностью Мефодия по управлению епархией связанславянский перевод сборника церковных канонов, т. н. "Номо канона ИоаннаСхоластика", а также создание древнейшего памятника славянского права -"Закона судного людям", устанавливавшего санкции церковной и светскойвласти за нарушения норм христианской морали. Мефодию приписывается ианонимное обращение к князьям и судьям с требованием соблюдения норм этогозакона. По инициативе Мефодия был предпринят перевод основных книг ВетхогоЗавета на славянский язык (сохранились лишь отдельные части). Мефодиюприписывается также славянский канон св. Димитрию - патронуФессалоник.Немецкое духовенство, пользовавшееся расположением моравскогокнязя Святополка, выступало против славянской литургии и стремилосьскомпрометировать Мефодия перед папой, намекая на то, что архиепископствос особым славянским обрядом может отделиться от Рима и присоединиться кконстантинопольской патриархии. Перед смертью Мефодий отлучил от церквиглаву своих немецких противников - Вихинга. Он умер 8 апреля 885,местонахождение его могилы неизвестно.После смерти Мефодия ученики его,защищавшие славянскую литургию, были изгнаны из Моравии и нашли себе приютв Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основегреческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка онбыл дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот алфавит, широкораспространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствииназвание "кириллицы" - в честь Кирилла (Константина)."Пространное житие"Константина было написано (в первоначальной редакции) до 880, вероятно,при участии Мефодия его учениками. "Пространное житие" Мефодия былонаписано сразу после его смерти в 885-886. Тексты служб в их честь былинаписаны уже в Болгарии (автором службы Мефодию был его ученик КонстантинПреславский). У западных славян (в Чехии) праздник в честь Кирилла иМефодия был установлен в 1349.Литература:Можаева И. Е. Библиография покирилло-мефодиевской проблематике. 1945-1974. М., 1980.Сказания о началеславянской письменности./ Вступ. статья, пер. и коммент. Б. Н. Флори. М.,1981.Бернштейн С. Б. Константин Философ и Мефодий. М., 1984.Grivec F.Konstantin und Method, Lehrer der Slaven. Wiesbaden, 1960.Б. Н. ФлоряКИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (ок. 315-386) - христианский церковный деятель иписатель, епископ с 315; отец Церкви. Автор 24 огласительных поучений.Память 18 марта.






Ссылка на выделенный текст