город в Российской Федерации, Архангельская обл., на р. Онега,в 5 км от ее истока из оз. Лача. 13,1 тыс. жителей (1992). Пищеваяпромышленность. Художественные промыслы (глиняная игрушка, вышивка,узорное ткачество). Краеведческий музей. Известен с 1380.Христорождественский собор (1562), церкви: Благовещенская (1682-92),Владимирская (1653), Рождества Богородицы (1678-80), Иоанна Предтечи(1751).---, город на реке Онега, районный центр Архангельскойобласти. В 1801-1920 гг. был уездным городом Олонецкой губернии. ПервыепоселенияВидимо, первые поселения на месте современного Каргополя основалиновгородские землепроходцы в 12-13 вв. Первое летописное упоминание оКаргополе относится к 1380, когда князь Глеб ский явился сдружиной на Куликово поле. В 15-16 вв. в окрестностях города основываютсяпервые монастыри - Строкинская пустынь, Успенский монастырь, в 1453закладывается Александро-Ошевенский монастырь. В это же время, благодарявыгодному географическому положению, начинается экономический расцветя. Здесь находился перекресток торговых путей междуНовгородскими, Вологодскими, Белозерскими землями и Поморьем. Через городпроходил основной торг солью и рыбой из Поморья. Промыслы и ремеслаШирокоеразвитие получили на е художественные промыслы и ремесла. Изделияиз золотого и бисерного шитья делались на заказ и продавались по всемурегиону. В е работали гончары, плотники, ткачи и красильщикитканей. Живописцы иконописных мастерских писали иконы для храмов и позаказам обывателей своеобразным "северным письмом". Каменное строительстводревнего городаПостройкой в 1562 Христорождественского собора начинаетсякаменное строительство в е. С этого времени складываетсябелокаменный облик города. В 1678-80 возводится церковь РождестваБогородицы, в 1682-92 - Благовещенская церковь, составившие, вместе сокружающими постройками, единый архитектурный ансамбль Новой Торговойплощади, сохранившийся до наших дней.От древних времен сохранились вгороде остатки земляного вала, на котором до начала 18 в. стоялидеревянные стены с девятью рублеными башнями, крытыми шатрами. В 1612-14эта крепость выдержала несколько осад польских интервентов и разбойничьихшаек.Город в 18 в.С началом петровских преобразований и переносом центраактивной жизни на Балтику , потеряв свое экономическое значение,приходит постепенно в упадок. В 1765 в городе разразился страшный пожар, вкотором сгорело свыше трехсот жилых домов. Пожар не пощадил храмы,торговые ряды, административные здания.В 1776 стал уезднымгородом Олонецкой губернии. В этот же год указом Екатерины II ему былпожалован городской герб: в голубом поле агнец, лежащий на пылающемкостре.Город в 19 в.В 19 в. малоприметный уездный город.Промышленное развитие не коснулось его уклада, Северная железная дорогапрошла в 90 км к востоку от города. Жители Каргополя и его окрестностейпродолжали заниматься традиционными промыслами, среди которых отдельноеместо принадлежит гончарству, породившему известную каргопольскуюигрушку.Современный городСегодня - районный центр с населениемоколо 15 тыс. человек. В городе работают несколько перерабатывающихзаводов, открыты филиал архангельского производственного объединения"Беломорские узоры", Краеведческий музей и Педагогическоеучилище.Литература:Гемп К. П. . Архангельск: Северо-зап. изд-во,1968.Дурасов Г. П. ская глиняная игрушка. Л.: Художник, 1986.ГуннГ. П. е и Онега. М.: Искусство, 1989.Н. В. ГаевскаяА. Л.ИорданскийСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенныйв районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промыслаИздавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волостиского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местныхкрасных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октябрядо весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов,кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети.ская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили вАрхангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. Особенностипроизводства Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая имособенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животныхстоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее длясобственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, каки посуда, были "обварными". После обжига раскаленное изделие погружали в"болтушку" - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлойповерхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенныепроцарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушкинапоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливалисьи более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале1930-х гг. гончарный промысел постепенно сошел на нет, еще раньшепрекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали ихделать.Особенности каргопольской игрушки Самыми ранними из дошедших донашего времени каргопольских игрушек можно считать работы И. В. и Е. А.Дружининых, работавших в 1930-40-х гг. В основном это одиночные фигуркимужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Онигрубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одеждынапоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы,круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальныемотивы.Современная каргопольская игрушка Современная каргопольская игрушкаменее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ееболее изящной, порой четче акцентируют детали, щедро расписывают маслом итемперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людейкаргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин.Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был иостается полкан - полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах иэполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин,конь о двух головах. Использование новых форм и сюжетов Сохраняя традицию,каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своихпроизведений. Так появились многофигурные композиции - тройки, возки,охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной поизвестковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х гг. А. П. Шевелев,один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливныеигрушки, которые напоминали прежние, "обварные".Бабкина и другие мастераСреди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной,единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом.Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнегопромысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь сталалепить его. Многие современные мастера учились у нее забытому ремеслу.ский промысел всегда был семейным - у Шевелевых, Завьяловых,Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение.Только в 1967 в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия"Беломорские узоры". В городе работает Школа искусств, где детей учат илепке игрушек. Литература: Рогов А. П. Черная роза. Книга о русскомнародном искусстве. М.: Современник, 1978. Основы художественного ремесла/ Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979.Дурасов Г. П.ская глиняная игрушка. Л.: Художник, 1986.Гунн Г. П. е иОнега. М.: Искусство, 1989.Н. В. Гаевская А. Л. ИорданскийКАРДАМОН - многолетняя трава семейства имбирных. Во влажных горных лесахЮж. Индии. Семена используют как пряность. Культивируют главным образом вИндии, Индокитае, Юж. Китае и на о. Шри-Ланка.






Ссылка на выделенный текст