(Caravaggio) (наст. фам. Меризи - Merisi) Микеланджело да(1573-1610), итальянский живописец. Основоположник реалистическогонаправления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм,повышенное чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженноечерез контрасты света и тени (караваджизм). Живопись отличаютлаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Авторисключительных по драматической силе религиозных композиций ("Положение вогроб", ок. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых("Лютнист", 1595) картин.--- (Caravaggio) Микеланджело да(настоящее имя Микеланджело Меризи) (28 сентября 1573, - 18 июля1610, Порто д Эрколе, Тоскана), итальянский художник, реформаторевропейской живописи 17 в., один из крупнейших мастеровбарокко.БиографияУчился у Симоне Петерцано в Милане. В начале 1590-хпереехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры,был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на островМальта. Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен втюрьму, бежал на Сицилию. В 1608-09, преследуемый наемными убийцами,подосланными тем же вельможей, скитался по городам Сицилии и южной Италии,в 1610, рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы,отправился в Рим. По дороге был по ошибке арестован испанскимитаможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто д Эрколе умер отлихорадки в возрасте 37 лет.Ранний периодБурная и драматическая жизнь соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже впервых выполненных в Риме работах: "Маленький больной Вакх" (ок. 1591,Рим, галерея Боргезе), "Мальчик с фруктами" (ок. 1593, там же), "Вакх"(ок. 1593, Уффици), "Гадание" (ок. 1594, Лувр), "Лютнист" (ок. 1595,Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическимнормам своей эпохи. Своим героем он делает человека из уличной толпы -римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотойи естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя,внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного богаВакха. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом,вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностьюи пластической ощутимостью.Не чуждаясь нарочито натуралистическихэффектов, особенно в сценах насилия и жестокости ("ЖертвоприношениеАвраама", ок. 1596, Уффици; "Юдифь и Олоферн", ок.1596, собрание Коппи,Рим), в ряде других картин того же периода находит болееглубокую и поэтически значительную трактовку образов ("Отдых на пути вЕгипет", ок. 1595 и "Кающаяся Мария Магдалина", ок. 1596, галереяДория-Памфили, Рим).Зрелое творчествоПериод творческой зрелости (конец 16- первое десятилетие 17 вв.) открывает цикл монументальных полотен,посвященных св. Матфею (1599-1602, церковь Сан-Луиджи деи Франчези,капелла Контарелли, Рим). В первом и самом значительном из них -"Призвание апостола Матфея", - перенеся действие евангельской легенды вполуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав егоучастниками людей из уличной толпы, в то же время выстроилэмоционально сильную драматургию великого события - вторжения света Истиныв самые низы жизни. "Погребной свет", проникающий в темное помещение вследза вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихсявокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явленияХриста и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватываяиз темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки,желтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают изтени.Во второй картине этого цикла - "Мученичество св. Матфея" -возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Третьякартина - "Св. Матфей и ангел" (впоследствии находилась в берлинском Музееимператора Фридриха и погибла во время 2-й мировой войны) - былаотвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликомапостола.В алтарных картинах "Мученичество св. Петра" и "Обращение Савла"(1600-01, Санта Мария дель Пополо, капелла Черази, Рим) находитбаланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическимидеталями. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский обликперсонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественныхалтарных картинах "Положение во гроб" (1602-04, Ватиканская пинакотека) и"Успение Марии" (1605-06, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников,в т. ч. Рубенса (по его настоянию "Успение Марии", отвергнутоезаказчиками, было куплено герцогом Мантуи).Поздние работыПатетическиеинтонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю "Семь делмилосердия" (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному согромной живописной энергией. В последних работах - "Казнь ИоаннаКрестителя" (1608, Ла Валетта, собор), "Погребение св. Лючии" (1608, СантаЛючия, Сиракузы), "Поклонение пастухов" (1609, Национальный музей,Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которогосмутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.Искусство оказало огромное влияние на творчество не только многихитальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века - Рубенса,Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса,Рембрандта.Литература:Знамеровская Т. Микельанджело да . М.,1955.Всеволожская С. Микельанджело да . М., 1960.Микеланджело да: Документы. Воспоминания современников. М., 1975.Лонги Р. // От Чимабуэ до . М., 1984.Baumgart F. Caravaggio.Kunst und Wirklichkeit. Berlin, 1955.Longhi R. Caravaggio. Dresden,1968.Caravaggio e il suo tempo: Catalogo della Mostra. Napoli, 1985.И. А.СмирноваКАРАВАЕВ Николай Михайлович (1890-1979) - российский ученый,член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по геохимии и классификацииископаемого топлива.






Ссылка на выделенный текст