(Calvin - Calvinus) Жан (1509-1564), французский деятельРеформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение "Наставление вхристианской вере". Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратилее в один из центров Реформации. Отличался крайней религиознойнетерпимостью.---, (Calvin, латинизированная форма Calvinus, франц.Cauvin) Жан (10 июля 1509, Нуайон, Франция - 27 мая 1564, Женева),богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. ГодыученияРодился в семье юриста, в 1523 был послан отцом в Париж для изучениятеологии, учился в коллеже Монтегю, как и Лойола, затем изучал право вБурже и Орлеане. прекрасно знал латинский, древнегреческий идревнееврейский языки, читал Библию в оригинале. В молодости он разделялидеи христианского гуманизма и был близок по взглядам к ЭразмуРоттердамскому и Лефевру д Этаплю. В 1532 вышел его первый труд -комментарий к произведению Сенеки "О снисходительности".Базельский периодВ1533 в связи с усилившимся преследованием инакомыслия во Франции емупришлось покинуть Париж и поселиться в Базеле, протестантском городе,проявлявшем, однако, терпимость к представителям иных вероисповеданий. Уисториков нет точных сведений о том, когда обратился впротестантизм; по-видимому, его религиозная эволюция прошла несколькостадий. В Базеле он преподавал теологию, много писал, в частности,предисловие к французскому переводу Библии. В это время выходит первоеиздание его главного труда "Установления христианской веры" (1533) -систематический свод протестантского вероучения. В 1536 Гийом Фарель,лидер женевской Реформации, уговаривает а принять участие врелигиозном обновлении Женевы. По утверждению самого а, он не хотелникакой практической деятельности и долго сопротивлялся, прежде чем далсогласие.Реформация в Женеве возглавил реформационное движение вЖеневе в сложный период борьбы с герцогом Савойским. Протестантизм былпринят главным образом из политических соображений, как цена военнойпомощи протестантского Берна. Предполагаемые реформы а вызвалисопротивление со стороны городского совета, осуществлявшего контроль надцерковью и должностными лицами. Ситуация осложнялась тем, что населениеЖеневы видело в е и Фареле прежде всего французских беглецов и нежелало менять власть Савойского герцога на власть других "иностранцев".Городской совет Женевы воспользовался своим правом на изгнание и в 1538выслал а и Фареля из Женевы. 1538-41 провел впротестантском Страсбурге, где стал пастором в церкви для французскихпротестантских эмигрантов. В это время опубликованы его комментарии к"Посланию к римлянам" апостола Павла. В 1540 женился на Иделетте де Бюр,вдове обращенного им анабаптиста, трое их детей умерли в младенчестве. В1541 вновь был приглашен в Женеву, хотя в городе существовала сильнаяоппозиционная у группировка, так называемые либертины. Городскойсовет принял его "Церковные установления", подразумевавшие религиозноевоспитание всех женевских граждан, в особенности же детей. Были принятыдисциплинарные меры, направленные на укрепление морали и против"римско-католических суеверий". Эти установления вызвали недовольствоженевцев своей мелочной регламентацией, например, законами, запрещавшимитанцы и громкий смех. За нарушение правил следовали различные мерынаказания, вплоть до изгнания из города или смертной казни. Как и Лютер, отрицает иерархическое построение церкви: основной церковнойединицей в Женеве стали независимые друг от друга конгрегации. Каждаяконгрегация управлялась консисторией, состоявшей из пастора, диакона,старейшин (пресвитеров) из числа мирян, избранных всеми членами общины.Его городское законодательство имело целью сделать из Женевы прообраз"града Божьего", цитадель протестантизма, и единомышленники аименно так ее и воспринимали. Недаром был прозван "женевскимпапой" - Женева должна была стать протестантским Римом. Поэтому , вчастности, призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве - онадолжна была стать еще и самым чистым городом. Решения кальвинистскойцеркви принимали форму государственных законов, поэтому кальвинизмопирался на сильную светскую власть. Но светская власть, согласнокальвинистской доктрине, имеет право на существование лишь постольку,поскольку она выполняет предписания церкви.В 1553 по приговору женевскойконсистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Дело Серветарассматривается многими историками как "моральный тупик Реформации", ибовпервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. К1555 борьба а с либертинами была окончена. Он вышел намеждународную арену, вел обширнейшую переписку с теологами многихевропейских стран, основал Женевскую Академию, которая должна былаготовить богословов и государственных служащих. По воспоминаниямсовременников, отличался тяжелым, властным характером инетерпимостью, но, в то же время, был человеком незаурядного таланта,умевшим привлекать к себе людей.Учение о предопределении развилучение о безусловном предопределении. Бог обладает абсолютной свободой,которая выше человеческой справедливости, и поэтому никто не может судитьо решениях Всевышнего. Безграничная воля Бога предопределяет верующих коспасению, а неверующих к погибели. Дар веры дается Богом по Его воле.Человек не может знать, избран он или нет, но обязан неустанно искатьБога, строить свою жизнь строго на основе Священного Писания и старатьсяреализовать свое призвание. Повседневный труд, согласно у, являетсяформой служения Богу. Сочинения:Calvini opera quae supersunt omnia //Corpus reformatorum. Strasbourg, 1872-1879. V. 7-18.Литература:Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. СПб., 1893.Вебер М.Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения.М., 1991. С. 61-272.Bouswa W. J. John Calvin. A sixteenth-centuryportrait. Cambridge, 1984.Е. Е. БергерИЗМ - направление протестантизма, основано Ж. ом. Из Женевыраспространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию(пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландские (16 в.) ианглийские (17 в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны:признание только Священного Писания, исключительное значение доктриныпредопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизничеловека, его спасения или осуждения; успех в профессиональнойдеятельности служит подтверждением его избранности), отрицаниенеобходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковнойобрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, невозжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения).Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты,пресвитериане, конгрегационалисты.






Ссылка на выделенный текст