вид традиционной русской лаковой миниатюрнойживописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 в. вподмосковном селе Федоскино. Возникновение производства изпапье-машеПроизводство изделий из папье-маше возникло в 1798, когда купецП. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящеевремя входит в состав Федоскина) козыречное производство. Несколькимигодами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера в Браушвейге,перенял там технологию изделий из папье-маше и завел на своей фабрикеизготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными накрышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второйчетверти 19 в. табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия сталиукрашать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками вклассической живописной манере.Лукутинская фабрикаПосле смерти П. И.Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочериЕ. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственностьмосковским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжениивосьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину19 в., когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют"лукутинскими". Мастера работали на фабрике по найму, многие из них быливыходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторыеимели художественное образование, полученное в Строгановском училище.Известны имена некоторых из них - С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В.Тихомиров, Д. А. Крылов и др.Излюбленными мотивами росписи федоскинскихминиатюристов стали популярные в то время сюжеты: "тройки", "чаепития",сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всегоценились ларцы, украшенные сложными многофигурными композициями - копиямикартин русских и западноевропейских художников.Особенности федоскинскойминиатюры исполняется масляными красками втри-четыре слоя - последовательно выполняются замалевок (общий набросоккомпозиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка),лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка(завершение произведения светлыми красками, передающими блики напредметах). Оригинальной федоскинской техникой является "письмо посквозному": на поверхность перед росписью наносится светоотражающийматериал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозьпрозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображениюглубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи,изделия украшаются "сканью" (орнамент из миниатюрных кусочков фольгинужной формы выкладывается по сырому лаку), "цировкой" (процарапываниерисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла наповерхность изделия), "шотландкой" (сложная сетка, нанесенная жидкимикрасками рейсфедером с помощью линейки) и др.Виртуозное владение техникойписьма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливаетсяконтрастом с мерцающим черным лаковым фоном, отточенное несколькимипоколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формойизделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными нетолько в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики был оченьразнообразен - ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размерукоробочки, крышки альбомов, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца идр. Последний из Лукутиных - Николай Александрович, известный московскийпромышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинскоепроизводство, не приносившее ему прибыли. В 1893 им был построен новыйусадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904,спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Частьмастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительнобольшую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах отФедоскина.Федоскинская артельВ мае 1910 десять мастеров учредили"Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных". Первыеизделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценкуМосковского земства и Кустарного музея. В 1912 в артели работало 14мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитымлукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковскоймастерской. Уже в 1913 изделия артели были удостоены малой золотой медалина Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве.Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороневыпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережилабольшие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на своюпродукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеровнепосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрытьмастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после1923, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзнойвыставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос нафедоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу.Большую творческую помощь в 1930-х гг. оказали федоскинским миниатюристамизвестные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко. В 1930-50-хгг. художники Федоскина преимущественно занимались копированиемпроизведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий иобогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 при ней быласоздана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководствокоторой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрожденыутраченные способы декорировки изделий - "скань", "цировка", "шотландка","малахит", роспись по перламутру и др. Впервые передхудожниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения вдекоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этапв истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростомавторского начала, пришелся лишь на конец 1950-х гг.Художники создаюторигинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаютсятрадиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусстваФедоскина внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И.Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества -природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В1960-х гг. артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрнойживописи. В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваютсякак на фабрике, так и в небольших мастерских, а также художниками,работающими самостоятельно. Среди них - Г. И. Ларишев, А. А. Толстов, А.И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев, Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов,С. С. Чистов и др.В 1931 при Федоскинской артели была создана школакустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В1950-80-х гг. школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовскойросписи по металлу и ростовской финифти.Литература:Василенко В. М.,Артамонов М. Федоскино. М.; Л., 1935.Яловенко Г. В. Федоскино. М.,1959.Уханова Е. И. Русские лаки в собрании Эрмитажа. Л., 1964.Чижов М. С.Среди миниатюристов. Л., 1982.Н. В. ГаевскаяА. Л. ИорданскийФЕДОСОВ Евгений Александрович (р. 1929) - российский ученый, академик РАН(1991; академик АН СССР с 1984), Герой Социалистического Труда (1983).Труды по анализу и синтезу сложных многоуровневых систем управления.Ленинская премия (1976).





Ссылка на выделенный текст