русский художественный промысел, возникший на основеместных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободыДымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию- игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весеннейярмарке. Возникновение промысла Игрушечный промысел в Вятке, видимо,возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовлениеглиняных свистулек с вятским весенним праздником "свистопляской", имеющимязыческие корни и посвященном солнцу. Участники праздника свистели вглиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовоезначение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала20 в. В середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластикив дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки,связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичныечерты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток:барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры,солдаты. К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностьювытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками,подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именами -А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки иросписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий одымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологиюсоздания игрушек. Особенности производства дымковской игрушки Для ихпроизводства используется местная красная глина, тщательно перемешанная смелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму израскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают идолепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепкисглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. Послеполной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (преждепобелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушкирасписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом,используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновьпокрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блески яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкиеколонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придаетдымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрическийорнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски,круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушкиромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.Организация артели и мастерской Стараниями А. И. Деньшина в 1933 приВятской фабрике гипсовых изделий была организована артель "Вятскаяигрушка", где сначала работали лишь несколько мастериц: А. А. Мезрина, О.И. Коновалова, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. Сэтого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всехвыставок и фестивалей народного искусства. А. И. Мезриной в 1934 былоприсвоено звание Герой Труда. За годы существования промысла ассортиментигрушек постоянно обогащается. Сегодня большое место принадлежитмногофигурным жанровым композициям на темы городской жизни: гуляния,катания на лодках, карусели, ярмарки. В 1948 в Вятке открыта игрушечнаямастерская Художественного фонда. Дымковские мастерицы: Е. И.Косс-Деньшина, З. В. Пенкина, Л. С. Фалалеева, Н. П. Трухина и другие,сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразитьсюжеты, сделать игрушку более нарядной.






Ссылка на выделенный текст