Сальвадор (Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч - Dali yDomenech), (11 мая 1904, Фигуэрас, Каталония - 23 января 1989, там же),испанский художник, поэт, теоретик искусства. Жил во Франции и США. Годыучения в Испании Рисовать стал с юности. В 1924-26 учится в Мадридскойакадемии Сан-Фернандо, увлекается идеями анархизма, интересуетсясовременными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затемфовистами, кубистами и футуристами (П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Пикабия, Х.Грис, К. Карра), работает в их манере. Дружит с Гарсией Лоркой, Р.Альберти, Д. Олонсо, Л. Бюнюэлем. Пропагандирует в Каталонии концепциинового искусства, пишет первые манифесты и теоретические эссе.Одновременно изучает живопись старых мастеров; его работы, исполненные вманере "магической вещественности" ("Девушка, стоящая у окна", 1925,Испанский музей современного искусства, Мадрид), навеяны впечатлениями откартин Сурбарана и Вермера Делфтского. Парижский период В 1928 переезжаетв Париж, в 1929 встречает свою будущую жену - Гала (Галина Дьяконова),ставшую постоянной моделью его картин. Дали сближается с сюрреалистическойгруппой А. Бретона. Участвует в создании фильма "Андалузский пес",вызывающего благодаря монтажу ассоциации, полные гротескного абсурда. Какнекие кадры несостоявшегося фильма, запечатлевающие мир снов игаллюцинаций, воспринимаются такие произведения Дали, как "Великиймастурбатор" (1929, частное собрание), "Раскрашенные удовольствия" (1929,частное собрание, хранящееся в Музее современного искусства, Нью-Йорк),цикл работ, посвященный В. Теллю, вариации на тему картин Ф. Милле идругие. Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой,неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремитсяобъективировать видения (метод "паранойи"), дать тотальное описаниебезумия. В навязчиво иллюзионистической манере, призванной убедить зрителяв реальности бредового мира, Дали с необыкновенно изощренной фантазиейсовмещает объекты совершенно разнородные, сталкивает их друг с другом впротивоестественных ситуациях. Знамениты образы Дали: расплавившиеся часы,телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающийсловно драпировка, и другие. Использует он и прием "исчезающих образов",которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Популярностьхудожника растет, выставки устраиваются одна за другой. Страх переднепознаваемой действительностью отразился в картинах "Постоянство памяти"(1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк), "Пылающий жираф" (1935,Публичное художественное собрание "Базель"). В работах "Предчувствиегражданской войны в Испании" (1936, собрание Аренсберг, Музей изящныхискусств, Филадельфия) и "Осенний каннибализм" (1936, галерея Тейт,Лондон) представлены ужасающие мутанты, уничтожающие друг друга. В 1930-хгг., помимо живописи, Дали изготовляет многочисленные сюрреалистическиеобъекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовыемуляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками и т. п.); сам оннасчитывал до двенадцати возможных манипуляций с готовыми предметами. ВСША Вскоре Дали ссорится с Бретоном, порывает с парижской группировкойсюрреалистов, объявив себя истинным представителем этого движения. В 1940уезжает в США. Среди известных картин этого времени - "Сон, вызванныйполетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" (1944, собраниеТиссен-Борнемица, Лугано) - своеобразная иллюстрация к фрейдизму. Даньатомной "моде" отдана в таких композициях, как "Атомная Леда" (1947) и впопытке создать Институт по изучению атомной бомбы в отношении искусства.Возвращение в Испанию. Последние годы В 1948 возвращается в роднойФигуэрас, хотя временами наезжает в США. Он все более проникается идеямикатолицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражаниетехнике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как"Мадонна порта Льигат" (1949, Общественный институт изящных искусств,Милуоки), "Христос св. Ионна на кресте" (1951, Художественный музей,Глазго), "Тайная вечеря" (1955, Национальная галерея искусств, Вашингтон),"Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба" (1958-59, Музей С. Дали,Санкт-Петербург, Флорида). В последние годы Дали часто обращается кфотографии. Он читает лекции, выпускает книги, посвященные себе и своемуискусству, в которых безудержно восхваляет свой талант ("Дневник одногогения", "Дали по Дали", "Золотая книга Дали", "Секретная жизнь СальвадораДали"). Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняяэкстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974, вложив все свои средства,Дали строит Театр-музей Дали в Фигуэрасе - здание фантастическойархитектуры, наполненное картинами и объектами художника. Он и погиб здесьво время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом.





Ссылка на выделенный текст