одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий.Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается СиддхартхаГаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцветбуддизма в Индии 5 в. до н. э. - нач. 1-го тыс. н. э.; распространился вЮго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировавэлементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился виндуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственногобрахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч.ритуализма). В центре буддизма - учение о "4 благородных истинах":существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некаякосмическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности,эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение(нирвана) - состояние несвязанности личности внешним миром и одновременнопрекращение волнения дхарм. отрицает потусторонность освобождения;в буддизме нет души как неизменной субстанции - человеческое "я"отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм,нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога кактворца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в немпостепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи(монашеские общины) и т. д., древнейшая мировая религия, истокикоторой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни,проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э.никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одногогосударства), ни других централизующих социальных институтов. Единственнымобщим для всех буддистов правилом является правило хранить триДрагоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху.Это простое правилопередавалось из поколения в поколение, от учителей ученикам и разошлосьпрактически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в 20 в.- Северной Америки, Европы, России. Согласно этому правилу,1) Есть Будда -совершенно просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершинестественным образом через развитие ума и сердца в длиннойпоследовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершинявляются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуютокончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовныхустремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно нибогам, ни святым других религий.2) Есть Дхарма - Закон, открытыйПросветленным, который является смысловым ядром Вселенной, в соответствиис которым происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, спомощью которого можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленностьи взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам ввиде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколькостолетий передавались изустно. В 80 до н. э. они были впервые записаны напали, специально созданном буддийскими монахами языке (близком санскриту)индо-европейской группы. Эти писания составили канон школы тхеравадинов(старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака, на языке пали -Типитака): Корзина устава, правил поведения (Виная-питака), Корзина бесед,проповедей (Сутра-питака, на языке пали - Сутта-питака) и Корзина ученийЗакона (Абхидхарма-питака, на языке пали - Абхидхамма-питака). Именно вкорзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов,распределенных по отделам.3) Есть сангха - община равных, не имеющихникакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху),сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые изпоколения в поколение следуют путем Будды. начинался как движениенищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений истановления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места вформирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) ипуть спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем внегражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними,окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально. Такимобразом, жизнь на обочине общества, на границе между цивилизацией иприродой в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местомдля совершенствования ума и психики человека.История распространения Ужепервые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камнеуказы императора Ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную,северную и центральную Индию, свидетельствовали об огромном влиянии ЗаконаБудды на внешнюю и внутреннюю политику государства. Ашока стремилсявоздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские миссии, в томчисле и на далекую Шри Ланку. Этим же временем датируются и наиболееранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы -курганы над останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на территории отдолины Ганга до северной окраины империи в Гандхаре (восточная частьсовременного Афганистана) и которые сохранились благодаря тому, чтопримерно со 2 в. ступы украшались каменными пьедесталами, барельефами,оградами и становились центрами строительства храмово-монастырскихкомплексов.Хотя ученые датируют этапы распространения буддизма, опираясьпреимущественно на данные археологии (поскольку буддийские письменныеисточники по каждой стране удревняют начала, мифологизируют его тем, чтосвязывают зарождение религии с посещениями либо самого Будды Шакьямуни,либо его непосредственных учеников, либо с посланцами Ашоки), все-такиочевидно, что сохранившиеся материальные памятники создавались значительнопозднее прихода буддийских миссионеров в возникающие государства. Так, встранах Юго-Восточной Азии от Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама буддизмзакрепился постепенно в 1-3 вв., за исключением Лаоса, где это произошлолишь в 16 в. На острова Малайского архипелага (прежде всего Яву и Суматрусовременной Индонезии) буддизм проник в конце 7 в. На север в страныСредней Азии буддисты тоже пришли в 1 в. во времена великой империи Кушан,покровительствовавшей буддизму. Самые ранние храмово-монастырскиекомплексы здесь датируются 2 в. Отсюда в этом же веке по двум основнымкараванным тропам Великого шелкового пути буддисты прибыли вгорода-государства на территории современного Синьцзяна (ВосточныйТуркестан) и в китайскую столицу Лоян. Уже из Китая буддизм проникает вовторой половине 4 в. на Корейский полуостров, а оттуда в середине 6 в. вЯпонию. В Тибете буддизм распространялся преимущественно из Индии ссередины 7 в., но окончательно закрепился и даже стал государственнойрелигией со второй половины 8 в. В Тангутском государстве 9-13 вв.(северо-западная часть современного Китая) буддизм в этой роли укрепился в10 в. Монгольские ханы объявили буддизм (в тибетском варианте)государственной религией во второй половине 16 в.; с этого времени егоприняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в 17-18 вв. огромноеДжунгарское ханство, простиравшееся от Семипалатинска и степного Алтая доТибета на юге и Тувы на востоке (население которой с 18 в. - буддисты), атакже Калмыцкое ханство, вошедшее в 1640 в Московское царство. В этом жевеке в него было включено и Забайкалье, которое одновременно с русскимизаселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России,в соответствии с чем в 1991 праздновалось 250-летие религии в нашейстране.Одновременно с распространением буддизма на Север и Восток с 8 в.начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийскогосубконтинента, а также уничтожение и изгнание монахов воинами ислама сземель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана.Направления в буддизме и особенности их учений Многочисленныеконфессиональные формы современного буддизма можно подразделить на триосновные направления, отличающиеся сводами канонической литературы,культовыми, социально-поведенческими и др. особенностями.(1) Хинаяна(Малая колесница) стран Южной Азии представляет школа тхеравада(учение старейшин), являвшаяся в древности одной из 18 школ Малойколесницы (хинаяны), отдельные канонические и постканонические текстыкоторых сохранились на санскрите, а также в китайском и тибетскомпереводах. Трипитака тхеравады - исторически самая авторитетная записьЗакона Будды Шакьямуни. Уже в Первой проповеди Просветленного(Дхарма-чакра-правартана-сутра) определена роль Закона: он предназначендля тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям, освобождению откруга перерождений Срединным путем (мадхьяма-пратипат), пролегающим междудвух крайностей религиозной жизни. Одна состоит в удовлетворении мирскихжеланий верующих, потакая которым священнослужители совершают ритуалы,жертвоприношения и т. д., другая - в отказе от желаний, в умерщвленииплоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного Я (атман) иотождествлении Я с Абсолютом (Брахманом или Богом). Будда советовализбегать обеих крайностей, не привязываясь ни к удовлетворению желаний, ник отказу от них, стремиться к равновесию, или невозмутимости (упекша), впоступках, словах, мыслях, к любви (майтри) и состраданию (каруна) ко всемсуществам, а также к радости (мудита) от чистоты намерений. Важнымусловием такого образа жизни, способствующего "истинному познанию,умиротворению, Просветлению, невозрождению в мире скорби", являетсянепривязанность, отрицание собственного Я (анатман) и, следовательно,Моего.Одна из форм изложения Закона в тхераваде и Малой колеснице - этоучение о четырех благородных истинах. Первая из них гласит, чтосуществование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти,недостижении желаемого и т. д. есть страдание (духкха). Вторая истинапровозглашает причиной страдания троякую жажду: чувственных наслаждений,существования и гибельного перерождения. Третья постулирует, что страданиеможет быть прекращено только искоренением причины, жажды. Четвертаяпредлагает для этого Восьмеричный путь (он же Срединный), каждая ступенькоторого должна быть по-буддийски правильной, а именно: созерцание Закона,размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложениесил, память и сосредоточение.Эти четыре истины и различные их аспекты(обычно называют 16) суть лучшие объекты углубленных раздумий и медитаций(практического соединения адептом внимания, сосредоточения и интуитивноймудрости), которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовномсовершенствовании. Состояние же абсолютного покоя, нирваны являетсяконечной целью религиозного пути. Предварительным условием вступления наэтот путь было, по примеру Будды, оставление всех мирских забот иобязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных узи пострижение в монахи. В Малой колеснице только последние считалисьчленами сангхи, общины.Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей,бессмертных богов, нетленных душ. Во вселенной и в существах вообщеотсутствует какое бы то ни было постоянство, а есть лишь закономерное,беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели,пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимыйпроцесс сансары безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепькармы как результат его деяний в бесчисленных перерождениях, в которых онуже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Но наиболеепредпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участьчеловека.В карму издревле верили приверженцы и других религий Индии.Буддийская трактовка идеи неотвратимости возмездия, воздаяния отличаласьотрицанием идеи вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. Кроме того,согласно школам Малой колесницы, лишь самостоятельные нравственные идуховные усилия могут благоприятно сказаться на судьбе, ибо над закономкармы индивидуума не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественныесилы: "Чистота и нечистота связаны только с самим собой, одному другого неочистить" (Дхаммапада, 165). Одним из отличительных описаний кармическойпричинности стало учение о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения(пратитья-самутпада), характеризующее три последовательные жизни индивида- прошлую, настоящую и будущую.Среди крупнейших представителей хинаяны,которые внесли огромный вклад в развитие ранней доктрины и труды которыхсохранились в оригинале, следует назвать прежде всего двух мыслителей 5в.: тхеравадина Буддхагхошу и сарвастивадина Васубандху.(2) Махаяна(Великая колесница) Самые ранние тексты махаяны - это сутрыСовершенствования мудрости (Праджня-парамиты), которые датируются 1 в. дон. э. - 1 в. н. э. и которые начали переводиться на китайский язык уже совторой половины 2 в. По легенде считается, что их тоже произнес БуддаШакьямуни, но смысл их не был понят людьми и поэтому эти сутры 500 летхранили наги (змеи-драконы) и боги, пока не пришел Нагарджуна (историкидатируют его жизнь 2-3 вв.), которого махаянисты именуют Вторым Буддой, ине возвестил их вновь, дав подробные разъяснения и комментарии. То жепримерно произошло и с махаянскими сутрами второго поколения, которые былиобъяснены людям Майтреей (или Майтреянатхой) и Асангой в 4-5 вв.Махаянские тексты, как сутры, так и комментарии к ним и др. труды,записывались на санскрите, но далеко не все сохранились в оригиналах. Со 2по 11 вв. санскритские рукописи активно переводились на китайский язык ибыли собраны в единую колоссальную Трипитаку. С 8 в. санскритские рукописипереводились также на тибетский язык и в 14 в. они были отредактированы иупорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний: Ганджур (СловоБудды в 108 томах энциклопедического формата) и Данджур (Толкования Законаиндийскими мастерами в 225 томах). Китайский и тибетский каноны,во-первых, содержательно и структурно не совпадают, во-вторых, включают всебя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны (Алмазной колесницы),поскольку махаяна осознанно признает фактически бесконечное многообразиебуддийских путей и способов освобождения. В доктрине Великой колесницыосновной упор делается на учение о небесных и земных бодхисаттвах. Первые- это просветленные существа, которые обрели Просветление (бодхи), но дотого они дали обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другимсуществам достичь этого состояния и нирваны, хотя последняя при такомидеале практического альтруизма отходит на второй план. Земные бодхисаттвы- это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к Просветлению из сострадания кмукам ближнего. Делать это нужно с любовью, но без привязанности, чемуможно обучиться с помощью 10 (в ранней махаяне - 6) видовсовершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости,сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа,молитвы, силы и знания. Обретаемое совершенство характеризуется многимикачествами, в том числе свехъестественными способностями адепта:ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлыхперерождениях, чудесной силой. Бодхисаттва постоянно в пути, накапливаядобродетели и знания, постигая таинство пустотности (шуньята).Эта великаяПустота (шунья), которую возможно созерцать, и есть единственно подлиннаяреальность. В ней пребывает Будда - абсолютное единство сущего,неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). Все остальноемыслимое, начиная с сансары и нирваны, является Иллюзией (майя), обманом,игрой сознания. Следовательно, Иллюзия - это способ представления Будды, аизбавление от нее - это достижение состояния буддства, которое естьвсегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно уподобитьТелу (кайя) Будды, иллюзорно разделяемому на 2, 3, 4 тела Будды. Из ниходно (Тело формы) или два (Тело воплощения, напр., явившийся людям БуддаШакьямуни, и Тело наслаждения) удобно изображать, но в действительностиэто лишь иллюзорные средства сообщения Тела Закона (Дхарма-кайя), котороев реальности есть Будда и Пустота. Главными школами махаяны стали школасрединников (мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада),имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев,китайцев, японцев и др. буддистов махаяны в виде соответствующихнациональных школ, произошедших от тех двух индийских. Различия междупоследними сводились в основном к способам доказательства, изложениядоктрины.(3) Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм)Самыеранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв. Тантрыучат только посвященных (поэтому здесь огромное значение придаетсяритуалу) бесчисленным способам йогической практики, которая включает всебя и элементы многочисленных тайных материнских культов. Будучидоктринально почти идентичной махаяне (дополненной положениями овозможности обрести Просветление именно в этой жизни, о главенстве в Путипрактических средств и т. д.), ваджраяна развивала многоуровневую системуйоги. Существуют три внешние системы тантризма: 1) Крийя-тантра, илитантра действа, ритуализма тела и речи, 2) Чарья-тантра, или тантрапростой йоги ума, 3) Йога-тантра, или тантра сложной йоги ума, и тривнутренние системы тантризма: 1) Маха-йога, или великая отцовская йога посозерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану-йога, или материнская йога посозерцанию Пустоты, 3) Ати-йога, или йога Великой полноты (дзогчен) каксостояние совершенства Изначального Будды.Более ранние внешние системытантризма распространились в Китае и Японии. Обе системы тантризмапрактиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольскихнародов, ныне же этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на Западе и вРоссии.Литература:Дхаммапада / Пер. с пали В. Н. Топорова. М.,1960.Вопросы Милинды / Пер. с пали А. В. Парибка. М., 1989.Васубандху.Абхидхармакоша / Пер. с санскр. В. И. Рудого. Раздел I. М., 1990. РазделIII. СПб., 1994. в переводах: Альманах. СПб., 1992-1993. Вып.1-2.Алмазная сутра / Пер. с санскр. В. П. Андросова. Элиста,1993.Чатухстава, или четыре гимна буддам, и Махаянавимщика, или 20 строф омахаяне, составленные Нагарджуной / Пер. с санскр. В. П. Андросова //Восток. 1995. . 4-5.Щербатской Ф. И. Избр. тр. по буддизму. М.,1988.Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.Розенберг О. О. Тр.по буддизму. М., 1991.: Словарь. М., 1992. в Японии. М.,1993.Говинда (Лама Анагарика). Психология раннего буддизма. Основытибетского мистицизма. СПб., 1993.Конзе Э. Буддийская медитация. М.,1993.Лысенко В. Г. Ранняя буддийская философия. М., 1994.Буддийский взглядна мир. СПб., 1994.Андросов В. П. Индийский буддизм и тибетскаяцивилизация // Азия - диалог цивилизаций. СПб., 1996.Thomas E. The Historyof Buddhist Thought. London, 1953.Warder A. K. Indian Buddhism.1970.Plaeschke H. Buddhistische Kunst. Leipzig, 1972.Dutt N. MahayanaBuddhism. Delhi, 1978.Snellgrove D. Indo-Tibetan Buddhism. London,1987.Williams P. Mahayana Buddhism. London, 1989.Gombrich R. TheravadaBuddhism. London, 1994.В. П. АндросовБУДДХАГХОША (5 в. до н. э.) - видный ученый-буддист, составившийобъяснения и дополнения к буддийскому канону.






Ссылка на выделенный текст