(санскр. - букв. - просветленный),..1) имя, данное основателюбуддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, попреданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды- Шакьямуни, "отшельник из шакьев")...2) В буддизме - существо, достигшеесостояние высшего совершенства. (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangsrgyas - проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельныйсвет), 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования; 2) имядревнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовногоопыта (дара).Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет,древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традицияполагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийскоелетосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейскиеученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленнойдолгой - 483 (+ 3) до н. э. и короткой - 380 (+ 30) до н. э. Последняяболее обоснована археологически и культурно-исторически.ЖизньЖизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают,что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев(местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (наязыке пали - Сиддхаттха, буквально Достигающий цели, Преуспевающий). Отцазвали Шуддходана (на языке пали - Суддходана, буквально Имеющий рис), мать- Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (наязыке пали - Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре(Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету).На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похороннаяпроцессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние нацаревича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинутьсемью и уйти в пустыню под своим клановым именем Гаутама (на языке пали -Готама, буквально Лучший из пастухов; так звали ведического мудреца, откоторого производили свой род цари шакьев). В обителях пустынников Гаутамапровел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел впознаниях и способностях своих учителей, после чего приступил ксобственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление(бодхи).Просветление В результате последнего он познал, что бытие естьстрадание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но отнее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения вкачестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению); сталВсеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша) от цепи перерождений(сансара), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) ксуществам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения,пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что онбезжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата,буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (буквально недуновение).Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным.Проповедь Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая в современноминдийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни проповедовалустановленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (на языке пали -дхамма, по-тибетски chos). Все эти годы с учениками шествовал(практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долиныГанга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю вКушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей -это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. неоставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которомукаждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды -одно из начал,объединяющих буддизм. Учение о Будде Уже в ранних текстах Законаформируется доктрина Будды, согласно которой будды - это особый видсуществ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т. д. До Шакьямуни ужебыло по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24-хбудд), и после него ожидается Майтрея (Тот, кто есть Любовь). Всемим присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, всоответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны),всеведение, 10 сил Будды и т. д., и все они учат одному Закону (см.Буддизм). В писаниях Великой колесницы (махаяна) доктрина Будды получилазначительное развитие. Здесь - высший принцип единства всего сущего,он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ,которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования вомногих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время -это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды(Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественностьявляется лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения онебесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшеймедитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менееранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательныхкомплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела(нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионывселенной. Писания Алмазной колесницы (ваджраяны) дополнили эти доктриныидеей об Изначальном Будде (Адибудде) - мифологическом образе единогобытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления,после которого адепт становится буддой и которое возможно достичь уже вэтой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя).Литература:Арья Шура. Гирлянда джатак, или сказания о подвигах Бодхисаттвы / Пер. ссанскр. А. П. Баранникова, О. Ф. Волковой. М., 1962.Джатаки / Пер. с палиБ. Захарьина. М., 1979.Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы / Пер. К.Бальмонта. М., 1990.Пишель Р. , его жизнь и учение. М.,1911.Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Пг., 1916. Т.1-2.Бехерт Х. Противоречия в датировке паринирваны Будды и истокитхеравадской хронологии // Вестн. древней истории. 1993. . 1.Жизнь Будды.Новосибирск, 1994.Андросов В. П. Происхождение буддизма (к методике итеории изучения) // Религии древнего Востока. М., 1995.Thomas E. J. TheLife of Buddha as Legend and History. London, 1952.Nanamoli Bhikkhu. TheLife of the Buddha according the Pali Canon. Kandy, 1984.Lamotte E.History of Indian Buddhism from the Origin to the Saka Era / Transl. fromFrench by Sara Webb-Boin. Louvain, 1988.When did the Buddha Live? TheControversy on the Dating of the Historical Buddha / Ed. by H. Bechert.Delhi, 1995.Wayman A. Untying the Knots in Buddhism. Selected Essays.Delhi, 1996.В. П. АндросовБУДДЕ Евгений Федорович (1859-1929) - российский языковед,член-корреспондент Петербургской АН (1916). Труды по диалектологии иистории русского литературного языка.






Ссылка на выделенный текст