(Bergson) Анри (1859-1941) - французский философ, представительинтуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, поу, - жизнь как метафизически-космический процесс, "жизненныйпорыв", творческая эволюция; структура ее - длительность, постигаемаятолько посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспектыдлительности - материя, сознание, память, дух ("Творческая эволюция",русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящемустилисту (1927). (Bergson) Анри Луи (18 октября 1859, Париж - 4января 1941, там же), французский философ, представитель интуитивизма ифилософии жизни, создатель оригинальной философской и этико-религиознойконцепции, в основу которой легла идея динамики человеческого сознания имира. Образование и начало преподования Отец а, Мишель ,композитор и музыкант, профессор Женевской консерватории, был евреем,выходцем из Польши; мать происходила из еврейской семьи, жившей в Англии. получил классическое образование, традиционное для круговфранцузской интеллектуальной элиты. В 1878, окончив лицей Кондорсье вПариже, поступил в Высшую нормальную школу; затем преподавал в лицее г.Анжера (1881-83). В 1883 занял кафедру философии в лицее Блеза Паскаля вКлермон-Ферране. Первые труды Переосмыслив понятие времени, разработал концепцию "чистой длительности", изложенную им в первом крупномтруде "Опыт о непосредственных данных сознания" (1889). В полемике стеориями психологического детерминизма и психофизики он описываетчеловеческое сознание как непрерывно, изменяющуюся, творческую реальность,как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой,подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных жесвоих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения(интроспекции) и интуицией. С 1888 в Париже, где началпреподавать- вначале в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, затем - вКоллеж Роллен (1889-1900) и Высшей Нормальной школе. В работе "Материя ипамять" (1896), показывает, что материя и сознание , тело ирассудок - это явления, реконструированные самим рассудком из фактовнепосредственного опыта, той первичной интуиции, которая открывает намнераздельную движущуюся непрерывность. Основу познания составляет чистоевосприятие, но в реальном познавательном процессе всегда взаимодействует спамятью, и этот процесс образует различные уровни, "планы"сознания."Творческая эволюция" С 1900 - профессор Коллеж де Франс;его лекции, вызывавшие огромный интерес у образованной публики, легли воснову его главного труда"Творческая эволюция" (1907). нарисовалздесь грандиозную картину эволюционного процесса, метафорически названного"жизненным порывом", развертывание которого приводит к возникновению иразвитию жизни на Земле; главные линии эволюции - инстинкт и интеллект. утверждает, что сознание и жизнь принципиально недоступныпозитивной науке, которая ограничена сферой "неорганизованной материи" иможет постигать лишь отношения между вещами. Философия же опирается нанепосредственное видение вещей, на интуицию, и совокупность ее интуицийдолжна дать целостное представление о реальности. Поздний периодтворчества "Творческая эволюция" принесла у славу не толькофилософа, но и писателя (в 1927 он был награжден Нобелевской премией политературе). После этой работы долгое время писал только статьи(вошли в сборники "Духовная энергия", 1919, "Мысль и движущееся", 1934;единственная его книга - "Длительность и одновременность" (1922),посвященная теории относительности А. Эйнштейна. Читал также курсы лекцийв США, Англии, Испании. В 1914 был избран президентом Академии моральных иполитических наук и членом Французской академии наук. В период Первоймировой войны проявил себя на дипломатическом поприще в Испании и США. В1922 стал первым президентом Международной комиссии по интеллектуальномусотрудничеству. В конце 1920-х гг. из-за болезни постепенно отошел отпрактической деятельности. Его этико-религиозная концепция изложена им в"Двух источниках морали и религии" (1932). Противопоставляя два типаобществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципыавторитаризма и насилие, и открытое, воплощенное в великих личностях -моральных героях, христианских мистиках и т. п., связывает с нимидва типа морали и религии - статический и динамический. Возможностьдальнейшего прогресса человеческого общества видит лишь в открытомобществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принциповлюбовь к человечеству, "дух простоты", отказ от искусственныхпотребностей, вызванных преимущественным развитием "тела" человечества вущерб его духовной культуре. Философия а оказала значительноевлияние на интеллектуальную атмосферу во Франции и других странах;воздействие его идей испытали Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, А. Тойнби, Дж.Сантаяна, А. Уайтхед и многие другие. Сочинения: Собр. соч.: В 5 т. СПб.,1913-14.Собр. соч.: В 4 т. М., 1992. Т. 1.Смех. М., 1992. Ecrits etparoles. Paris, 1957-1959. V. 1-3.Oeuvres. Paris, 1959. Литература:СвасьянК. А. Эстетическая сущность интуитивной философии а. Ереван,1978.Benrudi I. Souvenirs sur Henri Bergson. Neuchatel; Paris,1942.Jankelevitch V. Henri Bergson. Paris, 1959.Skarga B. Czas i trwanie.Studia o Bergsonie. Warszava, 1982.Mosse-Bastide R.-M. Bergson educateur.Paris, 1995.И. И. БлаубергБЕРГСТРЕМ (Bergstrom) Суне (р. 1916) - шведский биохимик, иностранный членАН СССР (1976), АМН СССР (1982). Основные труды по химии и биохимиипростагландинов. Нобелевская премия (1982, совместно с Б. Самуэльсоном иДж. Р. Вейном).





Ссылка на выделенный текст