(ок. 445 - ок. 385 до н. э.) - древнегреческий поэт-комедиограф,"отец комедии". Взгляды а на злободневные проблемы эпохи, резковыраженные в его творчестве, отвечали интересам крестьянства того времени;он с недоверием относился к радикальной демагогии, увлекавшей городскиенизы ("Всадники"), и к индивидуалистической философии софистов ("Облака"),справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афинской демократии. Вкомедиях а - отклики на актуальные события, выступления противвоенной политики ("Лисистрата"), поношение реальных личностей (Сократа - в"Облаках"), фантастические ситуации ("Ахарняне", "Птицы"). (ок.445 - ок. 385 до н. э., Афины), древнегреческий комедиограф, в древностиполучил имя "отца комедии". Из 40 написанных ом комедий дошли 11пьес целиком и несколько десятков отрывков.Ранние произведения Родился вАттике в состоятельной семье. Филипп, отец а, владел участкомземли на острове Эгина, что дало повод современникам считать, что не афинского рода, хотя он был афинским гражданином. Первые своипьесы не мог выставлять под собственным именем, так как был неизвестен ине имел возможности оплачивать хор. Под чужим именем была представленапервая комедия а "Пирующие" (427), судя по сохранившимсяфрагментам - сатира на софистическое воспитание и "модную" философию. В426 на Великих Дионисиях поставил комедию "Вавилоняне", посвященнуювзаимоотношениям афинян и их союзников. За эту пьесу былпривлечен вождем афинского демоса, взяточником и демагогом Клеоном,высмеянным в комедии, к суду за оскорбление народа и его представителейперед союзниками. Подробности суда неизвестны, по-видимому, достаточно легко отделался от обвинений.Темы и герои пьес Пьесы аотличаются смелостью фантазии, фривольным юмором, беспощадностьюобличений, свободой политической критики. Объектами его сатиры былисовременные ему афинское общество, модная философия и литература, а такжеагрессивная политика Афин, тяготы Пелопоннесской войны, на которуюпришлась большая часть жизни а. Его намеки и конкретные выпады,нюансы характеристик, подчас ускользающие от нас, были понятнысовременникам, находили у них живой отклик. Комедии а всегдаактуальны и обладают почти публицистическим эффектом. Теме "войны и мира"- основной в дискуссиях политических партий в Афинах того времени -посвящены пьесы а "Ахарняне" (425; поставлена от имени поэта иактера Каллистрата) и "Мир" (421). Сюжет комедии "Лисистрата" (411),поставленной после катастрофического для Афин поражения Сицилийскойэкспедиции в 413, исключителен во всей мировой литературе. Женщины Эллады,стремясь покончить с войной, под предводительством афинянки Лисистраты(греч. Губящая войско) захватывают акрополь в Афинах и дают клятву допрекращения войны отказывать мужчинам в любви. Война афинян соспартанцами, превратившаяся таким образом в войну женщин и мужчин,оканчивается союзом и всеобщим миром. Комедия полна юмора, фарса, грубыхшуток, непристойных, но колоритных сцен. В своих комедиях высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и"золотую" молодежь. Почти в каждой своей комедии высмеиваетвождя Афин Клеона, которого во "Всадниках" (424; первая комедия апод его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрымрабом престарелого и тупого Демоса (Народа). Главные действующие лицакомедии "Осы" (422; поставлена от имени Филонида) получили имена,характеризующие их отношение к Клеону: Филоклеон (Клеонолюб) и Бдилеклеон(Клеононенавистник). Предмет высмеивания - страсть афинян к сутяжничествуи, конкретно, закон о повышении платы судьям, продвинутый в народномсобрании Клеоном. Хор в "Осах" - старики-судьи, ищущие поживы ипредставленные в виде ос с жалами, которые набрасываются на противникасудов, "врага демократии" и "сторонника тирании" Бдилеклеона.Причиныпороков общества видит в войне и представителях новой философиии литературы, расшатывающих традиционные устои общества. В образешарлатана, лжемудреца и наставника в пороках в "Облаках" (423) он выводитСократа. Облака - хор из 24 девушек - символ неясности и расплывчатостиязыка представителей новой философии.На Великих Дионисиях 411 ставит "Женщин на празднике Фесмофорий", где высмеивает Еврипида и егомладшего современника драматурга Агафона. Политических выпадов в комедиинет, в целом она представляет пародию на трагедии Еврипида "Елена" и"Андромеда". Хор состоит из женщин, собравшихся, чтобы осудить порочащегоих Еврипида. Переодетый в женское платье друг последнего должен защищатьего, но обман раскрыт, и герой, спасаясь у алтаря, пытается найти выход ивспоминает для этого сюжетные ходы еврипидовских трагедий. В 405 на Ленеяхбыла поставлена комедия "Лягушки", которая не только получила первуюнаграду, но даже была представлена дважды, что случалось крайне редко.Тема этой комедии, написанной после смерти в 406 Софокла и Еврипида, -судьба трагической поэзии. Бог театра Дионис отправляется в подземноецарство, чтобы вывести оттуда Еврипида, так как на земле перевелисьтрагические поэты. Однако после состязания Еврипида с Эсхилом, во времякоторого драматурги объясняют достоинства своих произведений и дажевзвешивают фразы, Дионис забирает на землю Эсхила, герои которогоблагородны, а трагедии воспитывают доблесть и возвышенные гражданскиечувства. Комический эффект путешествия Диониса по аиду и состязанияусиливается еще и тем, что хор в комедии представлен в виде лягушек.Кжанру утопии относятся комедии а "Птицы" (414), "Женщины внародном собрании" (392), "Богатство" ("Плутос") (388). В "Птицах",написанных в форме сказки, наряду с людьми действуют и птицы (хор),которые между небом и землей создают свое царство, город Тучекукуевск;господство богов низвергнуто, миром правят пернатые. В "Женщинах внародном собрании" афинянки под предводительством Праксагоры (онанапоминает Лисистрату) начинают управлять государством, что приводит его кпроцветанию, мужчины бездельничают, жизнь полна пиров и наслаждений. Пьесы"Богатство" и "Женщины в народном собрании" сильно отличаются отнаписанных во время Пелопоннесской войны. Сатира в них смягчена, нападокна отдельных политических деятелей нет; сокращена роль хора, многие партиизаменены музыкальными интермедиями. Последние комедии а"Эолосикон" и "Кокал" были представлены уже после смерти драматурга егосыном Араром в 387. Сочинения:Комедии. М., 1955. Т. 1-2.Литература:ГоловняВ. В. . М., 1955.Соболевский С. И. и его время. М.,1957.В. Е. СусленковАРИСТЭ (Ariste) Пауль (1905-90) - эстонский языковед, академик АН Эстонии(1954). Труды в области финно-угроведения, прибалтийско-финских языков,эстонского языка, общего языкознания.






Ссылка на выделенный текст