(греч. akropolis) - возвышенная и укрепленная частьдревнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случайвойны). Наиболее известен в Афинах.--- в Афинах - укрепленная часть древних Афин, где находились главныесвятыни города, знаменит своими культовыми постройками классическогопериода. История созданияАфинский , представляющий собой156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 мв ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период(15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. дон. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате(560-527) на месте царского дворца был построен храм богини АфиныГекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагментыскульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидскихвойн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятвувосстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.В 447 поинициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководствовсеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который,видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всегокомплекса, его архитектурного и скульптурного облика.Пропилеи и храм НикиАптеросСвященная дорога, по которой от агоры к храмубогини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великихпанафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и вдревности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом,выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак,принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей ипомещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе(выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храмионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм НикиАптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).ЭрехтейонПослетого, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священнуютерриторию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса.На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзоваястатуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виденбыл Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на местеспора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческойархитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разныхуровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады(Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южнойстены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз снакладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старомсвятилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), попреданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарногоафинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богиниросы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подареннаягороду Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцемПосейдон.Парфенон Легкостью форм, особой изысканностью декоративнойотделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейонконтрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальнымПарфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высотаколонн - 10,5 м; 447 - освящен в 438; архитектор Иктин при участииКалликрата), представляющим собой дорический периптер. Зданиевоспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из егофасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике вцелом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойтихрам снаружи.В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя АфиныПарфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньгибогини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагалисьскульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события- ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой.Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологическихсражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены.План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядомособенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давшийназвание всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображениемПанафинейского шествия.Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей,располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы(Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450).Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам -статуи, стелы.К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театрДиониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглоездание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр ГеродаАттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.АнсамбльАкрополя возвышается над всеми Афинами, его силуэт формируетсилуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно быловидеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина;подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья ишлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только какзнаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства,подтверждающий славу Афин как "школы Эллады" и самого прекрасного города.Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общиепропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепкаархитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязьархитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшимдостижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихсяпамятников мирового искусства. в последующие эпохи В 5 в.Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена вКонстантинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратилив мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон сталгаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоковсложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианскогокорабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, принеудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуйбыли разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп,десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтоновПарфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.После провозглашениянезависимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидированався поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптероси т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее(Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытымнебом скульптуры заменены в настоящее время копиями.Литература:Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.Соколов Г. И. вАфинах. М., 1968.Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.В. Е. СусленковАКРОСТИХ (греч. akrostichis - букв. - краестишие), стихотворение, вкотором начальные буквы стихов (строк) образуют слово или фразу (часто имяавтора или адресата стихотворения).






Ссылка на выделенный текст