усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области.Известно с середины 18 в. как имение Головиных. В это время здесь былразбит парк, расширенный и перепланированный в 1870-х гг.В 1843 приобрел С. Т. Аксаков, к которому приезжали писатели Н. В. Гоголь, И. С.Тургенев, Ю. Д. Самарин, поэт Ф. И. Тютчев, часто бывал актер М. С.Щепкин. Здесь Аксаков написал "Детские годы Багрова-внука", "Семейнуюхронику", многие рассказы.В 1870 после смерти Аксакова усадьба перешла кС. И. Мамонтову. С этого времени становится одним из центровхудожественной жизни России. Участники кружка художественной молодежи, вкоторый вошли В. М. Васнецов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. В. Нестеров, К.А. Коровин и многие другие, живо интересовались русской историей икультурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства,стремясь возродить народные художественные ремесла. В усадьбе открыласьобщеобразовательная школа для крестьянских детей и столярно-резчицкаямастерская, положившая начало абрамцевско-кудринской резьбе по дереву.Здесь, при участии Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, регулярноустраивались любительские спектакли, послужившие основой Московскойчастной русской оперы.Очень популярными были произведения керамическоймастерской, организованной М. А. Врубелем. Среди майоликовых работмастерской: панно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы "Метрополь" (поэскизу М. А. Врубеля, 1899-1903), декоративные вазы и скульптуры в стилемодерн.В 1870-1890-е гг. в Абрамцеве возводится ряд построек в "русскомстиле": керамическая мастерская (архитектор В. А. Гартман, 1872), "Терем"(архитектор И. П. Ропет, 1873), церковь ( по проекту В. М. Васнецова,1881-82).В 1918 в Абрамцеве был открыт музей, экспозиция котороговключает: мемориальную часть, посвященную Аксаковым, раздел крестьянскогоискусства, майоликовую мастерскую ("Студию"), картинную галереюсовременных русских художников, постройки в парке.Литература:Смирнов Л. П.Музей-усадьба . М., 1929.Мастера абрамцево-кудринской резьбы подереву. М., 1979.: Путеводитель. М., 1979.Белоглазова Н. М.. М., 1981.Национальный стиль в русском искусстве XIX - начала XXвека: Каталог выставки. М., 1990.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский* * *-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА - художественный промысел резьбы по дереву,сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях подмосковной усадьбы. Возникновение промысла тесно связано с художникамиабрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей вусадьбе С. И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую, в которойучились и работали резчики из окрестных сел Хотькова, Ахтырки, Кудрина,Мутовки.При организации мастерской особое внимание уделялось учебнойдеятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников.Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основыживописи. Проводились занятия в "Абрамцевском музее": в усадьбе быласобрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускникимастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.В1890 один из учеников В. П. Ворносков основал собственное производство вродном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской.Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущегопромысла. В кудринской мастерской сформировался особый стильорнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефнойрезьбы с геометрической, заложены принципы органичного использованиярезного декора в утилитарных предметах. В первые годы работы большуюпомощь в становлении особого "ворносковского" стиля оказалипрофессиональные художники - В. И. Соколов, С. В. Малютин, сотрудникиКустарного музея.Изделия Ворноскова и его последователей - ковши,шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичнымрастительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчеркивающейприродную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не толькообразцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальныезаставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло отсоединения отдельных элементов - веточек, завитков, розеток - к цельныморнаментальным композициям, покрывающим все изделие.В 1922 в Кудрине былаорганизована артель "Возрождение", которая стала быстро развиваться, всередине 1930-х гг. в ней работало уже более 120 человек. Изделия артелипользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российскихи международных выставок. В 1936 был выполнен уникальный заказ: оформлениеодного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее.Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства. КМеждународной выставке в Париже в 1937 кудринцы подготовили обширнуюколлекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова.В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений- В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В.Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины. В настоящее время центрпромысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, гдеработает фабрика резных художественных изделий. Мастеровабрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевскийхудожественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.Литература:АрбатЮ. А. Шесть золотых гнезд. М., 1961.Василенко В. М. Русская народнаярезьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974.Основыхудожественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979.Мастераабрамцево-кудринской резьбы по дереву. М., 1979.Национальный стиль врусском искусстве XIX - начала XX века: Каталог выставки. М.,1990.Мамонтова Н. Н. "Русский стиль" второй половины XIX в. ихудожественные промыслы // Русское искусство XIX - начала XX веков. М.,1992.Н. В. ГаевскаяА. Л. ИорданскийАБРАМЯН Хорен Бабкенович (р. 1930) - армянский актер, режиссер, народныйартист СССР (1980). С 1951 в Армянском театре им. Сундукяна (в 1980 - 85 ис 1988 главный режиссер). В 1985-88 одновременно главный режиссерЛенинаканского театра им. Мравяна. Государственная премия СССР (1981).






Ссылка на выделенный текст