КОСМОС

(от греч. χόσμος «порядок», «упорядоченность»; «строение», «устройство»; «государственный строй», «правовое устройство», «надлежащая мера»; «мировой порядок», «мироздание», «мир»; «наряд»; «украшение», «краса»)

в мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определенным законом (принципом) вселенная. Во многих традициях слово «К.» служит обозначением и самого закона, управляющего К., универсальной формы организации разных уровней К. и определенного состояния, характеризующего К. Внутренняя форма слов, используемых для обозначения К., вскрывает различные смыслы, определяющие основную идею и содержание понятия К. Др.-греч. χόσμος актуализирует идею эстетически отмеченного порядка, украшенности. Др.-евр. 'оlаm (собств. «сокрытое», «завешенное», отсюда — «древность» и «будущность») представляет К. как временной поток, «мировое время», уносящее события в вечность, историю; нем. Welt или англ. World строится через соотнесение с человеческим возрастом, поколением (герм. wer, «человек», «мужчина», и alt, altar, «возраст», «поколение»); вероятно, сходную ситуацию описывало и слав. *vĕkъ (рус. век); слав. *mirь (рус. мир) сохраняет представление о космической целостности, противопоставленной хаотической дезинтеграции, о единице социальной организации (мир-община как проекция мира-К.), возникающей изнутри в силу договора (мира) и противопоставленной внешним и недобровольным объединениям.Всем мифологическим системам присущ (в большей или меньшей степени) общий набор черт, определяющих К. Он противостоит хаосу: К. всегда вторичен по отношению к хаосу как во времени, так и по составу элементов, из которых он складывается. К. возникает во времени и во многих случаях — из хаоса (часто путем восполнения, «прояснения» свойств хаоса: тьма преобразуется в свет, пустота — в заполненность, аморфность — в порядок, непрерывность — в дискретность, безвидность — в «видность» и т. п.) или из элементов, промежуточных между хаосом и К. К. характеризуется «временностью» не только в своем начале (поскольку он возник), но нередко и в конце, когда он должен погибнуть в результате некоего катаклизма (вселенского потопа, пожара) или постепенного снашивания, «срабатывания» космического начала в хаосе. Иногда эта катастрофа К. мыслится как окончательная, в других случаях считается, что за ней должно последовать становление нового К. (напр., в эддическом «Прорицании вельвы»).Взаимоотношения К. и хаоса осуществляются не только во времени, но и в пространстве. И в этом случае К. нередко представляется как нечто включенное внутрь хаоса, который окружает К. извне. Расширяющийся и самоустрояющийся К. оттесняет хаос на периферию, изгоняет из этого мира, но не преодолевает его. Сферическая схема К., объятого хаосом, первозданным океаном, мировой бездной, может заменяться вертикальным или горизонтальным вариантом, при котором хаос помещается ниже К. или на крайней его периферии (на севере или западе, за пределами К.).Ряд признаков характеризует представления о К. в целом, в его наиболее совершенном виде: целостность, наличие широкого внешнего пространства [ср. противопоставление широкого космического пространства и хаотической узости (вед. uru loka, «широкое пространство», «мир», но amhas, «узость», «сдавленность»)]; членимость пространства и времени, являющаяся основой для выделения элементов и вещей, обособления их и установления отношений между ними;упорядоченность и организованность К., наличие некоего общего принципа, закона, управляющего К.; происхождение в результате ряда элементарных космогонических актов (см. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ); антропоцентрическое понимание К. как вместилища жизни, человека (ср. многочисленные мифы о происхождении К. и членов тела первочеловека или, наоборот, человека из элементов К.); различимость, воспринимаемость К. и его элементов; эстетическая отмеченность К., его «украшенность», «видность», красота [Пифагор «слышал гармонию вселенной, воспринимая всеобщую гармонию сфер...» (Porphyr. Vit. Pyth. 30); для Гераклита К. един, гармоничен, пластичен, прекрасен и из разнообразия создается «прекраснейшая гармония» (frg. В 8, В 124 и др.); для Платона «К. — прекраснейшая из возникших вещей», «изваяние вечных богов» (Tim. 29a, 37с)].Вертикальная структура К. трехчленна и состоит из верхнего мира (небо), среднего мира (земля) и нижнего мира (подземное царство, преисподняя). Иногда нижний мир трактуется как хаос, что влечет за собой исключение его из трехчленной схемы космической вселенной. Выделяется также состоящая из четного числа элементов горизонтальная структура К. с вычленением 2, 4, 8, 16 и т. п. направлений. Горизонтальная и вертикальная структуры К. обыгрываются в соответствующих мифах и ритуалах. С каждой из этих структур связаны особые мифологические персонажи или даже целые их классы (ср. более или менее обычное распределение: боги, души праведных — небо, люди — земля, демоны, души неправедных — подземное царство; соответственно распределяются и животные: птицы — копытные — хтонические животные, чудовища и т. п.).К. подчинен действию общего закона меры, справедливости и т. п. (ср. учение Гераклита или Анаксимандра), выравнивающего нарушения космической структуры. Обычно этот закон равно определяет и сам К., и его крайнее звено — человека, т. е. выступает как принцип, лежащий в основе мифологической «физики К.», с одной стороны, и человеческой нравственности — с другой. Космический закон еще более связывает К. и человека (макрокосм и микрокосм). Этот параллелизм продолжается и в развитых вариантах философской космологии:Платон в «Тимее» выдвигает именно К. в качестве образца человека, строимого по той же модели; та же мера кладется им в основание и идеального общественного устройства — государства («Критий»), которое отражает и продолжает идеальный К. Аналогия человека и К. облегчается и тем, что, согласно Платону, сам К. представляет собой живое, разумное существо, вместилище космического ума, космической души и космического тела, созданное демиургом в соответствии с вечным образцом и в подражание божественному мировому уму: «Во всем прочем (космос) уже до возникновения времени являл сходство с тем, что отображал, кроме одного: он еще не содержал в себе всех живых существ, которым должно было в нем возникнуть, и тем же самым не соответствовал вечносущей природе. Но и это недостававшее бог решил восполнить, чеканя его соответственно природе первообраза. Сколько и каких (основных) видов усматривает ум в живом существе, столько же и таких же он счел нужным осуществить в космосе» (Plat. Tim. 39e). В определенном смысле и бог, и человек могут выступать как образы К. (и наоборот, К. может пониматься как модель бога или человека), при том, что бог или боги иногда помещаются вне К., могут быть его демиургами, а в другихслучаях — внутри К., который сам порождает их. Наряду с этим хорошо известны и другие образы К., ср. ДРЕВО МИРОВОЕ, мировую гору.Понятие К. и его описание в мифологической космологии были очень полно и органично усвоены в ранней натурфилософии. На этой новой основе (впрочем, еще не вполне эмансипировавшейся от мифологии) понятие К. получило дальнейшее развитие и, хотя в целом это развитие осуществлялось уже в ином направлении, в ходе его неоднократно обнаруживались схождения и аналогии с мифопоэтическими концепциями. Интересно, что т. н. космологический аргумент в пользу существования бога (среди выдвигавших его — Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк и др.) в известном смысле может пониматься как рассуждение в рамках возникшего внутри мифологии спора о разных возможностях соотношения бога и К. В конечном счете с мифологическими представлениями о К. связаны и космология как одна из ветвей метафизики, и весь цикл современных космогонических дисциплин.Лит.: Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927; его же. История античной эстетики, т. 2 — Софисты. Сократ. Платон, М., 1969; Аверинцев С. С., Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977; Gonger G. Р., Theories of macrocosms and microcosms in the history of philosophy, N. Y., [1967]; Burnet J., Early Greek philosophy, 4 ed„ L., 1930; Sitter W. de, Kosmos, Camb, (Mass.), 1932; Olerud A., L'idee de macrocosmos et de microcosmos dans Ie timee de Platon, Uppsala, 1951; Milne Е. A., Modern cosmology and the Christian idea of god, Oxt., 1952; Kirk G. S. (ed.), Heraclitus. The cosmic fragments, Camb., 1954; Kirk G. S., Raven J. Е., The presocratic philosophers, Camb.. 1960; Munitz М. K. (ed.). Theories of the Universe. From Babilonian myth to modern science, Glencoe, 1967); Schadewaldt W., Das Welt-Modell der Griechen, «Neue Rundschau», 1967, № 68; Kranz W., Kosmos, Bonn, 1958; Bondi Н., Cosmology, 2 ed., Camb., 1960; Kerschensteiner J.. Kosmos, Munch., 1962; Guthrie W. К. С., A history of Greek philosophy, v. 1, Camb., 1962; его же, Man as microcosm,

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОСМОС — КОСМОС (греч. κόσμος, лат. mundus) – понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Новая философская энциклопедия
  2. космос — -а, м. Мир, вселенная. Освоение космоса. Полеты в космос. [греч. κόσμος] Малый академический словарь
  3. космос — Ко́смос/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Космос — I (греч. kosmos — строй, порядок, мир, Вселенная) первоначально у древних греков (начиная с Пифагора 6 в до н. э.) — Вселенная как стройная организованная система в противоположность хаосу беспорядочному нагромождению материи. От греков термин «К. Большая советская энциклопедия
  5. космос — орф. космос, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. космос — Термин для обозначения Вселенной в целом или, в общем смысле, пространства за пределами Земли. Большой астрономический словарь
  7. космос — см. >> мир Словарь синонимов Абрамова
  8. космос — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? космоса, чему? космосу, (вижу) что? космос, чем? космосом, о чём? о космосе Космос — это пространство со звёздами и планетами, которое находится за пределами атмосферы Земли. Освоение космоса. | Совершить полёт в космос. = Вселенная Толковый словарь Дмитриева
  9. космос — (мир, Вселенная). Заимств. в др.-рус. эпоху из греч. яз., где kosmos «мир, Вселенная» < «порядок». Этимологический словарь Шанского
  10. КОСМОС — КОСМОС (от греч. «косме» — порядок), Вселенная, рассматриваемая как единое упорядоченное целое. Платон и Аристотель считали, что Вселенная упорядочена по принципам разума. Убеждение в наличии закономерного порядка стало основой современных естественных наук. Научно-технический словарь
  11. космос — КОСМОС -а; м. [греч. kosmos — вселенная]. Освоение космоса. Полёты в к. Выйти в открытый к. (за пределы космического летательного аппарата). ◁ Космический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  12. космос — Космоса, м. [греч. kosmos] (книжн.). Мир, вселенная. Есть ли что-н. за пределами нашего космоса? || Вселенная, как организованное целое (науч., филос.). Греческая философия противополагала космосу хаос. Большой словарь иностранных слов
  13. космос — К’ОСМОС, космоса, ·муж. (·греч. kosmos) (·книж. ). Мир, Вселенная. Есть ли что-нибудь за пределами нашего космоса? | Вселенная, как организованное целое (научн., филос.). Греческая философия противополагала космосу хаос. Толковый словарь Ушакова
  14. Космос — (Κόσμος) — первоначально синоним "порядка, гармонии, красоты", со временем стало обозначать "мир или вселенную". По преданию, впервые назвал мир этим именем Пифагор, ввиду пропорциональности и гармонии его частей. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. космос — космос м. Обозначение Вселенной как единого целого и организованного космического пространства. Толковый словарь Ефремовой
  16. космос — (Греч.) Вселенная, в отличие от мира, что может означать наш шар или землю. Теософский словарь
  17. КОСМОС — "КОСМОС" — .. 1) серия искусственных спутников Земли, запускавшихся в СССР с 16 марта 1962 для изучения космического пространства, решения технических проблем, отработки систем космических аппаратов... Большой энциклопедический словарь
  18. космос — КОСМОС м. греч. мир, вселенная и мироздание. Космический, к мирозданию относящийся. Космогония ж. учение о образовании вселенной. Космография ж. описание вселенной, всех миров. Космограф, ученый, занимающийся космографией. Космология... Толковый словарь Даля
  19. космос — КОСМОС, а, м. Вселенная, мир1 (в 1 знач.). Ближний к. (исследуемый человеком). Дальний к. (мир звёзд и галактик). Освоение космоса. Пути в к. Космонавт выходит в открытый к. (за борт космического корабля). | прил. космический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова